Логін   Пароль
 
  Зареєструватися?  
  Забули пароль?  
Володимир Замшанський



Критика
  1. Поэзия. Базовые и декоративные техники
    Алексей Всегдар
    http://www.epygraph.ru/

    УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ : Правила стихосложения

    В надежде, что данная статья вызовет любопытство людей, мало интересовавшихся до сего момента наукой стихосложения, автор нарочито будет избегать применения «академических» терминов, которые затруднят (а, возможно, и сделают невозможным) ее прочтение.
    Данная статья посвящена исключительно «форме» и совершенно не затрагивает вопросы «содержания»

    Для тонуса, чуть-чуть
    Стихов развелось слишком много. Музы будто с цепей посрывались. Счет людей, причисляющих себя к поэтам, уже на десятки тысяч. При этом средний уровень поэтической квалификации таков, что достоин, в лучшем случае, вакансии «разнорабочий». Сразу оговорюсь: данная статья не претендует на академическое исследование и, тем более, на звание «истина в последней инстанции». Данная статья лишь субъективная попытка определить критерии, по которым произведение можно классифицировать, как поэтическое.
    Этими критериями могут быть только методы поэтической обработки текста. Все, кто утверждают иное – лишь шарлатаны.
    Тут необходимо сделать небольшое отступление, чтобы пояснить столь резкую авторскую позицию. Аргументы псевдопоэтов зиждутся на двух ходулях: «поэтическом смысле» и «поэтическом восприятии».
    Вряд ли кто-либо способен внятно объяснить, что такое «поэтический смысл». Что только не пытаются впихнуть в это понятие: недосказанность, образность, искажение правил русского языка, абсурдность, поток сознания и пр. При этом, никто из защитников построения произведений исключительно на «поэтическом смысле» не способен объяснить, почему, например, роман «Шум и ярость» Фолкнера или фильм «Мертвец» Джармуша или бредни героев какого-нибудь реалити-шоу не являются поэзией. Да что там, в любой психиатрической больнице каждый второй – поэт! Впрочем, можно парировать вышесказанное тем, что «поэтический смысл» разбит на строки. Что ж, возьмем рецепт салата «Ананас с чесноком» и придадим ему поэтический смысл:

    Ананасы порезать кубиками.
    Потереть сыр на крупной терке (можно
    использовать сорт "Гауда").
    Выдавить чеснок.
    Соединить и смешать.
    Добавить майонеза,
    Чтоб салат не вышел сухим.
    Очень вкусно!

    По-моему неплохо, но можно и доработать. Например, заменить «порезать» на «дисперсить» и т.д. Тогда будет гениально.
    Другая подпорка псевдопоэзии – «поэтическое восприятие». Этот термин объясняется проще предыдущего: произведение заставляет читателя задуматься о чем-то, что-то ощутить, пережить. Лишь эти бесконечные «что-то», потому как никакой конкретной аргументации у псевдопоэта нет. Интересно, разве не заставляют человека задумываться повседневные хлопоты? Разве человек, не читающий стихов, не «ощущает» и не «переживает»? По данной логике вся наша жизнь – сплошная поэзия. И уж точно в жизни каждого человека случались столь «поэтичные» события, по сравнению с которыми «переживание» подобных стихов сопоставимо по масштабу с микробом на туловище слона.
    В связи с вышесказанным, утверждаю, что критериями оценки поэтического произведения могут быть только технические методы обработки текста.

    Часть первая. Базовые техники
    Поэтические техники можно разделить на две группы: базовые и декоративные. Базовая группа создает скелет произведения, декоративная – мышцы. Данное сравнение не случайно: скелет и мышцы по отдельности годны разве что для супа, тоже и со стихами.
    В этой статье писать «научно» о базовых техниках, на мой взгляд, смысла нет. По данной тематике и без меня понаписаны горы макулатуры. Все эти учебники, пособия, словари я называю не иначе, как макулатура по той простой причине, что пишутся данные книги в основном теоретиками, а не практиками. Подобные труды в своей массе совершенно бесполезны для поэтов, более того, они лишь отвлекают от настоящей поэтической работы. Разве нам интересны скелеты, если наша профессия не связана с их изучением? Базовая техника стиха никогда не обдумывается заранее, ее диктует замысел стихотворения.
    Оговорюсь, я намеренно использую термин «базовая техника», а не «форма», потому как форма произведения – это совокупность всех примененных техник.
    В стихосложении есть всего лишь три базовые техники.

    Классическая техника
    Копаться во всех этих двухстопных ямбах и трехстопных амфибрахиях интересно, пожалуй, только филологам. Им же оставим красивые слова: силлабический, тонический и пр. Для поэта важно лишь соблюдение нескольких простых правил в работе с классической техникой.
    В пределах строфы у каждой строки должна быть хотя бы одна строка-близнец – то есть строка с тем же метром. Метр – это упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

    Эта река возвращается в древнее русло,
    влагу даря пересохшей долине, и снова
    сладкие корни аира растут через ступни,
    острые стебли осоки царапают щёки,
    вьюн оплетает живот как античную урну.
    «Пальцы» Андрей Дитцель

    В качестве примера приведен белый стих (концовки строк не зарифмованы). Но насколько красиво он звучит! В том числе и благодаря своему скелету. В строфе пять строк. В каждой строке четырнадцать слогов. Метр выдержан идеально. Если отделить слоги символом «/», безударные слоги обозначить «-», а ударные «`», то получится следующая картина:

    /`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
    /`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
    /`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
    /`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
    /`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/

    Или другой пример образцовой работы с метром.

    Здравствуй, солнце мое. Не вникая в причины событий
    Трёх последних недель, (что не нужно ни мне, ни тебе),
    Я поставлю черту в книге наших совместных открытий
    В этом кратком и скучном, возможно, последнем письме.
    «Письмо последнее. Сквозь струи дождя» Федор Назаров

    В первой и третьей строке – шестнадцать слогов, во второй и четвертой – пятнадцать. Метр строк-близнецов идеален.

    /-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
    /-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/
    /-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/
    /-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/-/-/`/

    Не всегда удается попасть в метр точно (например, если найдена крепкая рифма, которая просто не желает в него влезать). В этом случае сбой метра можно компенсировать или одинаковым числом слогов, или одинаковым числом ударений в строках-близнецах.

    легенда моря, квартал иллюзий
    меня побрили и офранцузили
    язык шершавый и ноет талия
    должно быть, осталось чуть-чуть Португалии
    «солнце над фолклендами» Ян Прилуцкий

    В данном стихотворении метр выдержан нечетко. Тем не менее, звучит оно красиво и читается легко за счет одинакового количества ударных слогов и дополнительной фонетической (звуковой) обработки. На последнее следует обратить особое внимание: при отступлении от метра необходимо обильное применение декоративных техник, иначе стихотворение просто рассыплется.
    При работе с классической техникой допустимо намеренно ломать метр в последней строке. Это, в некоторых случаях, дает мощный эффект усиления всей строфы.

    Здесь совсем не бывает ссор,
    И вокруг не стоит забор,
    Нет ни скрипа дверных петель,
    Ни в подвале не пахнет сыростью,
    Но за окнами нет детей,
    Здесь все - выросли…
    «Здесь совсем не бывает ссор» Александра Ивойлова

    Между первой, второй, третьей и пятой строками метр выдержан. Четвертая строка зарифмована с шестой, причем в четвертой строке десять слогов, из которых три ударных, а в шестой лишь пять слогов и всего один ударный. И каков эффект! Метр рвется, акцентируя внимание читателя на финале стихотворения.
    Вот и все правила. Больше никаких ученых премудростей не нужно. Можно связывать метром любые строки: первую со второй и тем самым добавлять динамики, или первую с пятой – да как угодно, лишь бы это было красиво и соответствовало замыслу стихотворения!

    Ломаный стих
    Классическая техника диктует стихотворению определенное настроение: повествовательность, монотонность. Оставаясь в рамках метра сложно заставить стих закричать, затем перейти на шепот, а после забиться в истерике. Если стихотворению тесно в рамках метра, то метр сознательно рушится. Потерю метра необходимо компенсировать. Эта задача решается обширным применением декоративных техник.
    В отличие от классического, ломаный стих не имеет права игнорировать рифму, потому что именно рифма в нем является основным связующим элементом. Ломаный стих по своей сути – это производная метра, в котором либо пропущена часть слогов, то есть, введены паузы, либо наоборот, введены дополнительные ударные слоги. Паузы в данном случае являются не провалом, а частью стихотворения. Чтобы обозначить пропущенные слоги в тексте, классическая строка в местах пауз ломается на несколько. Так же, в отдельную строку выносятся слова, содержащие дополнительные ударные слоги. Данная техника необходима для акцентирования конкретных слов и фраз, для ухода от монотонной мелодики классической техники к плавающему ритму. Именно плавающий ритм, музыкальность являются отличительной особенностью ломаных стихов.
    Можно разобрать для начала простой пример.

    Шкуры событий выхвачен клок.
    Замкнувшийся круг:
    Женщина-бок -
    Бог...
    Шастаю,
    Где б присутулиться?
    К супу?
    На пятки наматывать улицы
    Пряча в улыбке лицо,
    Злое,
    Острить,
    Когда одного лишь - покоя...
    Прожить за ради услышать стоны,
    Дабы слечь помирать под иконы...
    «Шкуры событий выхвачен клок» Алексей Всегдар

    Перепишу приведенный стих в классической манере.

    Шкуры событий выхвачен клок.
    Замкнувшийся круг: женщина-бок - Бог...
    Шастаю, где б присутулиться?
    К супу? На пятки наматывать улицы
    Пряча в улыбке лицо, злое,
    Острить, когда одного лишь - покоя...
    Прожить за ради услышать стоны,
    Дабы слечь помирать под иконы...

    Акцентные ударения и паузы проглочены метром. Музыкальность рухнула, стих стал вял, инертен и коряв. В конкретном примере применения техники ломаного стиха просто необходимо.
    Например, скелет первой и второй строки, в соответствии с замыслом, построен на трех ударных слогах. Но при классической записи последний ударный слог второй строки съедается за счет нарушения метра. Чтобы этого избежать, слово с последним ударным слогом выносится в следующую строку.
    Скелет третьей и четвертой строк построен на метре, но с нарочитым пропуском ударного слога в третьей строке. Роль пропущенного слога играет активная пауза. Более того, метр четвертой строки подготавливает появление пятой и шестой, также построенной на четырех ударных слогах, заметно придавая динамики стихотворению.
    Еще одна важная особенность ломаного стиха. Если классическая техника диктует повествовательность, то ломаный стих тяготеет к афористичности, то есть к кратким высказываниям, неразвернутым образам и пр. При прочтении некоторых строк таких стихов в классической манере смысл теряется, вместо него выходит тарабарщина. На самом деле, разве не звучит, как ахинея строка: «К супу? На пятки наматывать улицы» если между фразами «К супу?» и «На пятки наматывать улицы» не обозначить паузу?
    Разумеется, при работе ломаным стихом никаких схем не рисуется. Все строится интуитивно. И тут многое зависит от автора: способен ли он чувствовать ритм, дала ли ему природа фонетический слух. Писать ломаным стихом сложнее, чем классическим, потому что построение скелета классического стиха сводится больше к математике, здесь же никаких строгих систем подсчета нет и быть не может. Кстати, это ни в коем случае не означает, что писать классическим стихом просто, как кажется многим.
    Ломаных стихов много. Разбирать каждый по отдельности смысла нет. Можно убирать или добавлять в каждой последующей строке по одному ударному слогу, можно начисто разрушить метрику умелым сочетанием пауз и ударных слогов – опять же, можно все, что угодно, лишь бы это было гармонично. Ломаный стих дает много степеней свободы автору, но классификация этих степеней свободы для практической работы поэта малоинтересна. Поэтому лучше просто посмотреть несколько конкретных примеров применения этой техникой на практике.

    Как хорошо зайти в аллею,
    по аллее
    бродить туда-сюда
    и день, и ночь,
    и век.
    Яснеет все. Миг тянется длиннее,
    трассируя картинками в jpeg
    сквозь вечность жизни.
    Это ли не чудо –
    увидеть смерти
    пиксельный формат.
    Аллея –
    Гефсиманский мой-де сад.
    Мне жить теперь –
    оттуда.
    «Аллея» Андрей Бореев

    со свистом
    в дверь выстрелила,
    неслась, перелистывая
    в горящих окнах чужие алиби:
    чудище, где твой цветочек аленький?
    в гербарии.
    принцесса, куда подевала горошину?
    потеряла. нарочно.
    «Л_Ю_Б» Ульяна Заворотинская

    Верлибр
    В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр – это текст, максимально изобилующий декоративными поэтическими техниками. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.

    я думаю о том
    что возможно существует язык
    в котором эта цепочка следов
    и есть вторая половина
    моей истории

    песок просачивается сквозь пальцы
    и поднимается выше
    как-будто прорастая
    диким плющом
    песок скрипит на зубах
    забивается в ноздри
    в уши
    попадает в глаза
    ограждая от мира
    от внешнего
    заставляя сосредоточиться
    на движении
    эта история примерно наполовину вода
    «Сухое» Вадим Кейлин

    Послесловие к первой части
    Базовые техники задают скелет произведения, при этом все базовые техники вполне могут ужиться в пределах одного стихотворения. Здесь опять же нет никаких строгих правил.
    Но правила есть у каждой из техник и их нарушение оправдывать нельзя. Технических «провалов» поэзия не прощает.
    Чтобы окончательно разобраться с применением базовых техник, следует дать ответ на вопрос: можно ли классифицировать произведение, как поэзию, используя в качестве критерия оценки лишь правильность применения базовой техники? Нет. Даже при идеально выдержанном классическом метре, произведение не может быть отнесено к поэзии, если в нем не применено декоративных техник.

    Часть вторая. Декоративные техники
    Декоративные техники – это то, что шлифовует, ограняет замысел. Поэтическая задача состоит не в добыче алмазов, а в производстве из алмазов бриллиантов.

    Работа с буквами и слогами
    Данная техника неспроста приведена первой, переоценить ее значение невозможно. Можно отказаться от рифмы, но от работы над буквами и слогами нет. Правильно подобранные буквы и слоги задают настроение и гармонию стиха. Человек, не владеющий данной техникой, не может называться поэтом, произведения, в которых царит звуковой хаос, нельзя называть стихами.
    Слог состоит из гласных и согласных. Гласные создают черно-белый набросок, контуры на холсте стихотворения, согласные раскрашивают этот набросок красками.

    Зорким соколом, с провожатыми:
    то ли сам ослеп, то ли все кругом,
    колокольные звоны пятые
    не зовут меня в подкрестовый дом
    «Цыганский шатер» Инна Молчанова

    Набросок создан буквой «о», которая задает настроение строфе – былинную напевность. Стоит обратить особое внимание, что в основном контуры определяются ударными гласными.
    Совсем необязательно создавать набросок на основе какой-либо одной гласной. Каждая гласная задает конкретное настроение, и если необходимо получить эффект смешения этих настроений, можно смело комбинировать.

    Из каменного леса
    Спешит моя принцесса
    На встречу не ко мне:
    Ведь я лежу в палате
    В смирительном халате
    И наблюдаю танец мухи на окне!
    «Из каменного леса» Алексей Караковский

    Первая половина приведенного стихотворения построена на гласной «е», задающей тон мечтательности, вторая на гласной «а» - бытовой гласной, привносящей саркастический тон.
    Не менее важная задача – учет фонетического значения согласных, определяющих плотность стиха. Здесь уместно следующее сравнение: гласные характеризуют то, как мы говорим, согласные то, о чем мы говорим.

    Живешь, жилы рвешь, раздражаешься...
    Жмуришься на окружающее...
    Жалеешь, что было б иначе надо,
    Само-
    Разрушаешься...
    «Живешь, жилы рвешь» Алексей Всегдар

    В приведенном примере фонетика строиться на согласных «ж» и «р» - благодаря ним стих звучит жестко, самоуверенно. Причем за согласной «ж», дополнительно усиливая ее значимость, следует ударная гласная.

    их игра напоминает
    капли песка стекающие по вискам
    по скатам и черепицам лица
    по улицам рук, обручальными
    кольцами овивая пальцы
    вниз по линии жизни
    к берегу

    сначала я забываю голос
    затем
    вычеркиваю имя из записной книжки
    «на-бережное» Вадим Кейлин

    Звук задан согласными «с», «к», «ц» и «п» – стих получился спокойный, плывучий.
    Выявить эффект, который дает согласная, очень просто – достаточно вспомнить несколько слов, которые с нее начинаются. У этих слов непременно будет общий оттенок – именно этот оттенок и станет главенствовать в стихотворении.
    Не стоит забывать, что сила различных букв неодинакова. Ласковый напев, лелеющий слух, может быть запросто раздавлен согласной «ж». Тональность нежности может быть разрушена гласной «ы». Как следствие, применения определенных букв в конкретном стихотворении следует избегать.
    Необходимо сказать несколько слов и о слогах. Никакой специальной работы над ними проводить не нужно. Основные, значимые слоги строятся из букв, определяющих стихотворение. Если стихотворение проработано на буквенном уровне, то оно проработано и на более высоком уровне – слоговом. Это можно увидеть на примерах, приведенных выше.

    Рифма
    Рифма – королева поэзия и должны быть очень веские причины для отказа от нее. Более того, отказ от рифмы допустим лишь в случае тончайшей, близкой к идеальной проработке фонетической составляющей стихотворения. Если последнего нет – значит, автор или лентяй, или бездарь. Подробно распространяться о видах рифм в данной статье считаю излишним – существует достаточно много материалов по этому вопросу. Уточню лишь некоторые нюансы.
    Прежде всего, не зазорно применять простые рифмы, но опять же, нельзя забывать компенсировать их работой над звучанием. В качестве лирического отступления: со временем, в жизни каждого хорошего поэта наступает момент, после которого он уже не в состоянии применить слабую или заезженную (с его точки зрения) рифму, подобные рифмы просто блокируются мозгом.
    Если ставка на рифму все-таки делается – нужно искать наименее ожидаемую, именно такие рифмы особенно сильны. Избегайте очевидных рифм.
    Проверять слова на рифмуемость в отрыве от строк нельзя! Идеально ложатся друг на дружку лишь банальные, многократно использованные рифмы. Оригинальная рифма подготавливается всей предыдущей строкой. Поясню на примере. Рифма, как правило, строится на ударной гласной и предшествующих ей (и/или следующих за ней) согласных. В ситуации, когда для образования рифмы не хватает какого-то согласного, нужный согласный вводится в слово, соседствующее с рифмуемым.
    Перейду от сухой теории к практике.

    когда живёшь, по небу плавая
    не думаешь даже, что память дырявая
    что прошлое съели с корнями мыши
    и ты, хоть дышишь, уже не слышишь
    «солнце над фолклендами» Ян Прилуцкий

    Рифмы в приведенной строфе образованы разными частями речи – такие рифмы всегда малоожидаемы, а потому чрезвычайно сильны.
    Сама по себе рифма «плавая – дырявая» не особо крепка и требует фонетической доработки. Автор решает эту задачу, вводя во второй строке слово «память», начинающееся с той же буквы, что и слово, к которому нужно подобрать рифму. «Плавая – память дырявая» звучит уже куда привлекательней.

    По дыханию, по приметам ли,
    к ручейкам и ночам прислушавшись,
    между звездами и планетами,
    в облаках, на морях, на суше ли...
    «Цыганский шатер» Инна Молчанова

    Рифма «приметам – планетами», несмотря на созвучие ударных слогов «мет – нет», задушена буквой «р». Чтобы ослабить влияние последней, автор вводит в первую строку «ли».
    Похожая ситуация и с рифмой «прислушавшись - суше». «Суше» звучит слишком резко для рифмы в строфе, где задан тон былинной напевности, требуется смягчение. Более того, в слове «прислушавшись» самая сильная буква – «л», а значит, она должна быть введена и в четвертую строку. Эти две задачи решаются появлением «ли».

    В других ладонях время течёт быстрее,
    и наполняя себя людьми до позывов к рвоте,
    как усердный портной, чужие иллюзии пере-
    лицовываешь на свои. А Кузнецкий Мост - вот он
    «жену Лота» Ульяна Заворотинская

    В приведенной строфе использована оригинальная рифма «рвоте – вот он», построенная на слогах «вот – вот» и гласных-антиподах «е – о». Тут следует дать пояснение: почти у каждой буквы есть антипод – например «у – ю», «а – я», «ж – ш». Игрой с гласными-антиподами можно добиться умягчения (или огрубления) звучания при сохранении фонетической родственности. Данный пример это демонстрирует.

    В кафе смешили шутками турки,
    Окна смазывала демонстрация.
    Вдруг, посыпалась штукатурка,
    Замельтешил что демон, рацией
    «В кафе» Алексей Всегдар

    Здесь рифма составная – то есть к громоздкому слову, которое нужно зарифмовать подбирается созвучный ряд других слов: «демонстрация – демон с рацией», «штукатурка – шутками турки». Не сложно заметить, что слово штукатурка «состоит» из двух: штука и турка. Можно ли использовать подобную рифму? Крайне нежелательно: она слишком гладка и предсказуема. Простой перестановкой букв в слове «штука» мы получим другое – «шутка» и как результат, желаемый эффект неожиданной рифмы.

    Аппетит пропал
    от сожранной помады,
    Счет духов слизанных
    уже на шкалики.
    Хочу любвищи
    одной,
    огромадной,
    А выходит,
    любовей много,
    но маленьких.
    «Заметки (из-под грудной клетки)» Алексей Всегдар

    Здесь рифма строится на ударной гласной и целом ряде согласных: «сожранной помады – огромадной» – на гласной «а» и согласных «р», «н», «й», «д», «м», причем порядок следования согласных в зарифмованных словах разный.
    Как видно выше, подбор крепких рифм – задача труднейшая и в решении этой задачи не помогут ни учебники, ни словари, а лишь интуиция и практика. Тут главное понять, прочувствовать сам механизм создания рифмы, а какой она получится в итоге, как ее обзовут – гипердактилической, йотированной или каламбурной – большого значения не имеет.

    Дополнительные техники
    Поэзия сродни химии. Можно провести простую аналогию. В химии атомы объединяются в молекулы, молекулы образуют соединения. В поэзии буквы объединяются в слова, слова образуют строфы. Поэзия, прежде всего – взаимосвязь слов. Слова, появившиеся в стихе случайным образом, не вписывающиеся в него фонетически, образуют лишь осадок.
    Дополнительные техники позволяют усилить взаимосвязь слов в стихотворении. Все они зиждутся на одном фундаменте - технике работы с буквами и слогами, являясь ее надстройками. Например, первая буква в слове – всегда значима, поэтому слова, начинающиеся с одной буквы (или, что еще лучше, с одного слога) фонетически взаимосвязаны.

    выпала шестеренка нежности, сломан связывающий механизм
    памяти… так что шагай наощупь по шероховатым швам
    лунных лучей на асфальте в сторону ночи и, тишиной храним,
    остановившись в центре ладони, слушай мой голос… и выживай
    «из мира живых. до востребования» Анастасия Киселева

    Данный пример изобилует дополнительными техниками. Слова сшиваются начальными буквами: «сломан связывающий», «шагай… по шероховатым швам», «лунных лучей».
    Применено множество родственных фонем: «сломан… механизм… памяти», «выпала… памяти… швам». Стоит заметить, что в последней цепочке третье слово фонетически не связано с первым, эту взаимосвязь создает второе слово.
    Здесь же есть пример связывания слов фонетически подобными концовкой и началом, за счет чего первое слово словно перетекает во второе: «сторону ночи», «на асфальте».
    Конкретных дополнительных техник можно привести множество, но тут опять же, гораздо важнее понять сам принцип применения, нежели заниматься их попугайным выучиванием. В идеале, в стихотворении не должно быть ни одного слова, не связанного с каким-то другим.


    На посошок
    Помимо описанных техник есть еще множество – лексические, этимологические, грамматические, синтаксические – но все эти техники являются лишь дополнением к представленным в данной статье. Эти техники скорее общелитературные, нежели поэтические, хотя, безусловно, поэт должен отлично владеть и ими. Пусть произведение изобилует сильными образами, оригинальными сравнениями, словообразованиями и пр., но без умело сотканной поэтической ткани оно все равно не будет стихом.
    Позволительно сделать стул с необстроганным сиденьем и на двух ножках, если уж очень хочется, но не нужно предлагать этот стул гостям. Так и в поэзии – техническую слабость стиха оправдать нельзя.
    Произведения, в которых не соблюдаются правила, описанные в данной статье, автор к поэзии не относит. Тем не менее, право на существование таких произведений автор признает.

    Список авторов, стихи которых использованы в статье
    Алексей Караковский http://www.lito.ru/avtor/karakovski
    Вадим Кейлин http://lito.ru/avtor/samildanach
    Ульяна Заворотинская http://www.lito.ru/avtor/ulaula
    Андрей Бореев http://lito.ru/avtor/nord
    Инна Молчанова http://lito.ru/avtor/molchanova
    Алексей Всегдар http://www.lito.ru/avtor/gav1st
    Александра Ивойлова http://www.lito.ru/avtor/alexivoilova
    Ян Прилуцкий http://www.lito.ru/avtor/jan
    Федор Назаров http://www.lito.ru/avtor/adonatti
    Андрей Дитцель http://www.lito.ru/avtor/werther
    Анастасия Киселева http://www.lito.ru/avtor/stigga


    Коментарі (9)
    Народний рейтинг - | Рейтинг "Майстерень" - | Самооцінка -

  2. Пособие для начинающих поэтов, или Джентельменский набор рифмоплета
    Римма Малова
    http://www.epygraph.ru/

    УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ : Правила стихосложения

    Рифмоплеты, графоманы… Как только Человека Пишущего Стихи не склоняют? Хочется заслуженно быть удостоенным этого титула. К сожалению, современному автору для написания хотя бы одного Хорошего Стиха, приходится прежде написать порядка ста Плохих. Соотношение это, конечно, приблизительно, но общую тенденцию оно иллюстрирует достаточно объективно. Дело в том, что в отношении писательской среды действуют те же диалектические и социально-антропологические законы, в частности – закон перехода количества в качество.
    Итак, каковы же основные критерии хорошего стихотворения? В первую очередь, разумеется, оно должно содержать какую-то оригинальную творческую мысль, высказанную в определенной форме. Иными словами, одним из важнейших атрибутов правильного стихотворения является гармоничное сочетание формы и содержания. Однако, нередко случается, что содержание стихотворения вполне стоящее (в смысле идеи, мысли, новизны), а вот сама техника исполнения, мягко говоря, «хромает». В результате, критики находят причины, чтобы придираться к таким произведениям, «распесочивая», к примеру, сбившийся ритм, неточность рифм или несогласованность падежей. Вся гениальность мысли и рассыпается в пух и прах, и стихотворение признают «плохим», как, впрочем, и автора. А все дело в том, что как ни крути, у любого творчества есть свои правила, свои рамки. От них никуда не денешься. Можно, конечно, попробовать выдумать какие-то свои приоритеты, сказать «я так вижу», писать верлибры без ритма и без рифм, засыпать читателя несуразицами, выдавая их за высокоинтеллектуальную поэзию. Но тогда заполучить громкое имя Поэта вам будет трудновато. Ведь элементарные правила языка существуют не для того, чтобы, как водится в обыденной жизни, нарушать их при каждом удобном случае. Четкость и грамотность изложения – это своего рода правила хорошего тона в отношениях автора и читателя.
    К слову о правилах стихосложения. С одной стороны, литератор должен быть, несомненно, грамотным человеком с точки зрения элементарного владения языком. Но при этом ни в коем случае не призываю вас браться за специализированные учебники по стихосложению и штудировать их. Вспомните, как сам В. Маяковский об этом писал: «Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду… Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трех».
    Посему, графоман, даже овладев всеми возможными стилями и методиками стихосложения, не напишет по-настоящему душевного стиха. А талантливый автор, даже не ведая специфических законов и правил, создаст уникальное творение, следуя лишь тропой божественного дара, данного ему от рождения.
    Следовательно, если вас вся это теория все же интересует – изучайте на здоровье, не забывая о том, что быть Поэтом – это творчество с помощью таланта.
    Но как же все-таки научиться писать Хорошие Стихи начинающему автору? Итак, мы уже определились, что хорошие стихи должны иметь не только стоящее содержание, но и правильную форму. Поэтому в этой статье мне хотелось бы обратить ваше внимание на рифмы, так как большинство начинающих поэтов чаще всего задумываются об этом в последнюю очередь. А ведь рифма – это самое живописное обрамление стихотворения, самый характерный атрибут классической поэзии. Это своеобразный довершающий штрих поэтической мысли, который подчеркивает границу между стихами и собственно связывает строки в строфы. Тот же Маяковский писал: "Без рифмы стих расплывается". Безусловно. Ведь именно рифма придает легкость в восприятии и понимании стихов. Благодаря ей неискушенный читатель зачастую находит в поэзии поэзию.
    Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных гласных. Согласно тем же поэтическим учебникам, рифмы могут быть какие угодно – абсолютные, приблизительные, ассонансные, гипердактилические, сквозные, усеченные – сразу всех названий-то и не упомнишь. Любопытно, что многие поэты вообще не задумываются о том, какими рифмами они пользуются. А если и задумываются, то создают свою совершенно субъективную градацию рифм - «простые»-«сложные», «гладкие»-«негладкие», «хорошие»-«плохие». Что же нужно знать о рифмах начинающему поэту?
    В первую очередь необходимо упомянуть о тех рифмах, которые нынче не следует употреблять, и по которым читателем начинающий поэт легко отличается от опытного литератора.

    1. Во-первых, избегайте «глагольных рифм»(жить-любить-забыть-убить и т.д.). Эти рифмы в русском языке самые простые из всех возможных, так как их подбор практически не предполагает авторского труда. Они облегчают восприятие стихотворения в общем, но новой оригинальной созвучности не несут. Хотя, примеры таких рифм и у классиков имеются. Но, на то они и классики.
    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет...
    (А.С.Пушкин)
    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали;
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали...
    (В.А Жуковский)
    Дело в том, что по этим пресловутым «глагольным рифмам» запросто можно отличить плохого поэта от хорошего. И как бы вы тут на Пушкина не ссылались – времена нынче не те. Тем не менее, иногда намеренное использование таких рифм допускается, особенно в качестве какой-либо стилизации стиха, пародии или еще каких-либо причин. Главное – ощущать баланс «хороших» и «плохих» рифм в произведении.

    2. Во-вторых, не стоит использовать так называемые «банальные рифмы», как это не банально звучит. Речь идет об определенном круге избитых тривиальных рифм, через который проходит почти каждый начинающий поэт: «любовь-кровь-вновь», «слёзы-морозы», «счастье-ненастье», «мне-тебе-себе» и многое другое. Хотя, опять же у классиков есть примеры:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    (А.С.Пушкин)
    Но, так как рифмы эти чересчур просты, и неоднократно использовались всеми, среди поэтов существует негласное правило, что это тоже «плохие» рифмы. А потому остерегайтесь их использовать в своих хороших стихах. В идеале у хорошего поэта должны встречаться такие оригинальные рифмы, которые нет ни в одном словаре рифм.
    Между тем, и тут есть спорные моменты. Как говорится в народе - «банальных рифм нет, есть банальные стихи». Дело в том, что иногда банальность - это простота, а все гениальное, как известно, просто. Поэтому не призываю вас чрезмерно оригинальничать, изобретая сложные и витиеватые окончания своих строф. Рифмы, конечно же, украшение стихотворения, но не стоит делать из них украшательство.

    3. И еще один важный момент. Кроме глагольных и банальных рифм, следует аккуратнее использовать «неточные» и «приблизительные» рифмы. Теоретически, неточная рифма - это когда не совпадают отдельные согласные звуки, а приблизительная – когда не совпадают гласные звуки. Наиболее широкое распространение среди неточных рифм имеют так называемые «ассонансы». Кроме того, часто встречаются и варианты, когда не совпадает ни гласная, ни согласная:
    Поиграй, милый, в тальянку,
    Я люблю твою игру,
    Изломаешь беломехую,
    Так новую куплю.
    (частушка)
    Умело использовать в хорошем стихе приблизительные рифмы довольно сложно. Поэтому начинающему поэту лучше все-таки от них воздерживаться и подыскивать более точные рифмы, с совпадением гласных и согласных звуков в окончаниях. В противном случае, это будет расцениваться критиками, как отступление от определенных правил. Но, как уже говорилось выше, иногда поэты отходят от подобных правил, изобретая нечто самобытное, оригинальное, однако это под силу лишь профессиональному, сформировавшемуся автору.
    При этом стоит сказать, что в наше время восприятие рифмы в русском стихосложении претерпело некоторую эволюцию в сторону большей вольности, хотя всему, конечно, есть пределы.
    Говоря о рифмах, стоит обозначить некоторую тенденцию. А именно, хороший поэт, как правило, никогда не использует рифму, которую он уже применял в каком-то своем стихотворении, а также, как уже говорилось, стремится использовать совершенно новые оригинальные рифмы.
    Тем не менее, не следует делать рифму камнем преткновения в составлении стихов, пытаться построить текст на строгой (классической) рифме. Если рифма не подбирается к определенному слову, перефразируйте стих, попытайтесь подобрать рифму к иному слову. Таким образом, рифма, будучи центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, несет на себе основную смысловую нагрузку. Прислушайтесь к доброму совету Маяковского: «Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало».
    Кроме того, подбирая рифму, следует четко уяснить, а нужна ли она вообще? Если для свободного творчества автору лучше будет выразить свое чувство, настроение или отношение в белых стихах (без рифмы), пусть так и будет. С каждым новым стихотворением нужно стараться найти так называемое эхо к новым и новым словам, тем самым совершенствуя личное понимание языка. Это, несомненно, обогатит результат поэтического творчества…

    Рифмоплетствуйте на здоровье!


    Коментарі (1)
    Народний рейтинг - | Рейтинг "Майстерень" - | Самооцінка -