Логін   Пароль
 
  Зареєструватися?  
  Забули пароль?  
Нико Ширяев (1970)



Художня проза
  1. ЗА ВДОХНОВЕНИЕМ
    ЗА ВДОХНОВЕНИЕМ
    (гип-гип-водевиль)


    Действующие лица:
    1) Председатель литклуба;
    2) Альтернативный председатель;
    3) Неформал;
    4) Выпивоха;
    5) Толпа.

    Место действия: город Энск, временно законсервированное кафе энского городского кукольного театра.

    (Все в сборе.)

    Председатель литклуба. Тише, тише, господа! Я, конечно, понимаю, что литераторы во все времена способны слушать только самих себя, но все-таки… Прошу внимания!
    Дорогие друзья! Безмерно рад сообщить вам, что наш достославный литературный клуб «В гостях у кукол» заново начинает продолжать свою нескончаемую работу. Но! (Делает долгую паузу и обводит взглядом присутствующих.) Большое «но», дорогие товарищи! Так, как мы жили прямо-таки до сих пор, - так дальше жить нельзя!

    Толпа. А че?! А че?! Неплохо, в общем-то, жили.

    Председатель литклуба. Речь, друзья мои, идет не о ваших, без сомнения, изысканных нравах, а о насущных требованиях администрации театра…

    Неформал. И че требуют? Будьте так добры, господин председатель, огласите весь список, пожалуйста.

    Председатель литклуба. Оч-чень даже понятно, че требуют: требуют прекратить балаган! Винный перегар, следы мордобоя по стенам и поломанные стулья месяц тому – разве нужно напоминать?!
    Мы функционируем здесь исключительно благодаря доброй воле руководства театра и совершенно вопреки нашему безобразному поведению.

    Выпивоха. Во-во-во! Кстати, о поведении. Знаю я тут у вас одного великого махаришу, который уже три поворота великого колеса мне книжку по нумерологии не возвращает. Так вы передайте этому великому махарише, что, хоть я лично зла ему не желаю, но и хорошей взбучки за неотдачу древнейшего фолианта ему не избежать. Кармой по башке всенепременнейше его отмудохаю…

    Председатель литклуба. Ну да, ну да! Ну вот вам живая иллюстрация… Взываю к вам страшно! Альтернативы нет! Либо мы хотя бы для видимости слегка образумимся, либо администрация театра, переполненная нашими идиотскими выходками через край, погонит нас из помещения, как уже и давно пора! (Вынимает откуда-то пару шевелящихся листочков на скрепочке.) Вот, вот, в непрекращающейся заботе о вас подробнейший устав заготовил. Альтернативы нет! Либо…

    Альтернативный председатель. Альтернатива – есть! Видели мы ваши уставы… известно где… (Вынимает свои листочки.) Предлагаю альтернативный устав, в котором разрешается пиво. Пиво – это кошерная пища всякого выдающегося литератора!

    Толпа. У! Сердитый! Сердитый! Но про пиво это он правильно завернул, высококультурно!
    Председатель литклуба. Не превращайте, пожалуйста, установочное собрание в гип-гип-водевиль! Несогласные с нашим уставом могут писать письма в ООН, ЮНИСЕФ и другие общественные организации и идти заниматься творчеством по тем же адресам!

    Альтернативный председатель. То есть альтернатива не принимается?! Очень хорошо! Помяните мое слово: еще локти будете кусать, чьи достанете… А пива уже не будет!

    Председатель литклуба. Фу на вас! Один разброд и подсиживание. Итак! Согласно нашему замечательному уставу вкратце разрешается: 1) приносить с собой чай, кофе, сладости и другие продукты, не являющиеся закуской, … и употреблять их; 2) курить во время творческого процесса; 3) проявлять свои творческие способности в максимально пристойном виде; 4) обмениваться максимально сдержанными мнениями и суждениями об услышанном после представления.
    Вкратце запрещается!..

    Выпивоха. Так эта! Так эта! Пригласите, что ли, побольше баб! Перед бабой и пингвин выступает, как павлин. (Одобрительный хохот в зале.) Эта же всякий знает!

    Председатель литклуба. Да уймите же его, наконец!.. Так вот. Вкратце запрещается: 1) нецензурно выражаться вслух; 2) приносить с собой спиртные напитки, включая пиво, и распивать их; 3) плевать в камин; 4) грязно оскорблять участников творческого процесса и рукоприкладствовать. Мордобой и публичные оскорбления караются изгнанием виновной стороны сроком на один условный год.

    Неформал. Ну и куда теперь прикажете плевать? Пора бы и одуплиться, в конце-то концов! Ежели собираетесь литературные чтения устраивать, так надо же и плеваться от них куда-нибудь…

    Толпа. И че? И че? Совсем никакого спиртного? А это – как?
    Председатель литклуба. А так! Появление в пьяном виде тоже карается. Иначе всех из помещения выпрут.

    Альтернативный председатель. Предлагаю разрешить пиво и запретить нашего председателя. Выберите меня, я – справлюсь!

    Председатель литклуба (Иронически). С пивом и с селедкой – справитесь несомненно!

    Неформал. Всем все понятно. Магистральный литературный процесс нашего Лукоморья на корню задушен единым росчерком бюрократического пера.

    Альтернативный председатель. Культурная элита достославного города Энска находится под угрозой полного уничтожения. Я буду жаловаться!

    Толпа. Председателя долой! Долой председателя! Адназначна! Долой! Времена, знаете ли, прошли! Народ – он более не безмолвствует! Дудки!

    Неформал (обращаясь к председателю). Ага-ага! Вы бы еще организовали клуб счастливых обормотов, радостно живущих на одну зарплату…Во дают! (К толпе.) Пойдемте лучше по кулуарам, ребята.

    Толпа (разочарованно поднимаясь и спешно покидая помещение). Долой. Клуб ни к черту. Пошлите-ка прочь отседова. Подлинным творцам здесь не место. Не, ну ты прикинь: откуда черпать?! Где брать вдохновение?!

    (Заседатели разбегаются группками по ближайшим пивным.
    Полный занавес.)


    2010



    Прокоментувати
    Народний рейтинг -- | Рейтинг "Майстерень" -- | Самооцінка -

  2. МЕЦЕНАТ
    МЕЦЕНАТ
    (бурлеск на двоих)


    Действующие лица:
    1) Меценат;
    2) Фаэт.

    Место действия: город Энск, номер на двоих в местном санатории, позднее утро последнего дня Энского литературного фестиваля.


    Меценат (садится на постели в трусах навыворот и одном носке). Ой! Ой! Нехорошо мне!

    Фаэт (участливо). Что так?

    Меценат. Да все после вчерашнего… Кстати, а что было вчера?

    Фаэт. Гуляли почти всю ночь.

    Меценат. И что – с бабами?

    Фаэт. А как же без них?!

    Меценат. Вот! Вот! Все зло - от баб! Говорила же мне мама в детстве: держись, сынку, подальше от этих баб. А я не послушал… (Всхлипывает.) Слушай, а ты, часом, за пивом не сгоняешь? Я тебя юанями заряжу…

    Фаэт. Я – фаэт. Из меня фаэзия исходит. Поэтому за пивом сгонять никак не могу.

    Меценат. А, понимаю… Нет, ну если фаэзия, тогда конечно… А что, я тебя вчера правильно жить на свете учил?!

    Фаэт. В самом деле, учили. Так точно.

    Меценат. И так всегда: как напьюсь, сразу начинаю кого попало житейской хватке учить! А нафига?! Фаэзия, понимашь!..

    Фаэт. Ну, вам виднее…

    Меценат. Фаэт, а, фаэт! А ты артериальное давление измерять умеешь?

    Фаэт. Ну, могу…

    Меценат. Слушай, будь другом, померь. Внутри – вот поверишь? – все так и скачет. В голове сплошной бурлеск и помутнение какое-то…

    Фаэт. Ну так давайте! (Измеряет артериальное давление Меценату самым допотопным манометром.) Сто пятьдесят на девяносто. Если такое давление у вас часто бывает, это первая стадия гипертонической болезни.

    Меценат. Да, знаю. Пить мне нельзя. И с бабами развлекаться нельзя. Все зло от них!... А что, за бабами я вчера вечером гонялся? (Судорожно ищет второй носок.)

    Фаэт. Было такое, но немного совсем. За одной только. За отсутствие взаимности вы ее мобилку в аквариум уронили.

    Меценат. Серьезно?! А она?

    Фаэт. А что она? Вы ж ей взамен, когда она кричать начала, свой ноутбук насовсем подарили.

    Меценат. В самом деле?.. От черт… Там же контракты… Ну ниче, в главном офисе дубликаты имеются… Ну а все подряд двери я ногами не открывал?

    Фаэт. Именно так, открывали. Одна наша дверь вполне целая на всем этаже и осталась.

    Меценат. Знакомый репертуар… (Осматривает содержимое своего бумажника.) Народ сильно бухтел?

    Фаэт. Да если бы только наш народ, фестивальный! Из соседних домов звонили – тут и администрация приезжала, и милиция приезжала… Цельный консилиум…

    Меценат. Ну, это ничего. Это бывает. Надо будет только администратору оставить зелени на двери…

    Фаэт. Да, наверное, уже и не надо.

    Меценат. Это как это? Это почему это?

    Фаэт. Да тут такое дело, говорят, что вы этой ночью прикупили у прежнего хозяина весь этот замечательный санаторий. А что – взаправду прикупили?

    Меценат. …От черт!.. Не поверишь – не помню. Но вообще – очень даже может быть. Пару раз что-то подобное со мною уже случалось…

    Фаэт. Здорово! Я и не догадывался, что книгоиздатели – это до такой степени богатые и преуспевающие люди!

    Меценат. Че здорово, дурья твоя башка?! Че я теперь с этим дурацким санаторием делать буду?.. Ой, башка болит. (С отвращением выпивает стакан воды.) Еще, небось, переплатил раза в два – в три… А ты че, думаешь, я на издательском деле свои барыши наживаю?! Ага-ага! На откатах за госзаказы сижу – на этом, как ты говоришь, издательском деле вообще вряд ли что-то можно на хлеб с маслом заработать! Издательство – это так, для души, из любви к искусству…

    Фаэт (полушутя). Да вы – подвижник!

    Меценат. Ага-ага! По движимому и по недвижимому… А ты вообще, дурик, классный чувак, хоть и за пивом не бежишь. Хочешь, я тебе на свои зеленые приличную тачку куплю – ну хоть «Пежо» или там «Шкоду» какую?

    Фаэт. Моя фаэзия предполагает строгое нестяжательство. Да и водить авто я не умею…

    Меценат. Ну ты фаэт! Ну ваатще! А хочешь, я тебе на свои зеленые фаэтический сборник издам? Нет, правда?! Все твои донельзя слащавые стишки разом в одном фолианте опубликую? Хочешь?!

    Фаэт (обращается к зрителям). Нет, ну вы поглядите, как кается человек! Как кается! Любо-дорого! Только лучше бы он мне мое же одеяло из-под своей раскормленной задницы возвернул. Три дня как зажирил и не отдает. И ведь просить неудобно – ведь не такой же простой и неприкаянный борзописец перед тобою, а – Меценат!

    (Немая сцена на усмотрение исполнителей.
    Полный занавес.)



    2010


    Прокоментувати
    Народний рейтинг -- | Рейтинг "Майстерень" -- | Самооцінка -

  3. АНТЕРПРИЗА
    (мини-пиеса)

    Действующие лица:
    1) Георгий Брюшколиз – известный актёр, режиссёр и даже, как будто, писатель. Знаменит своими авторскими моноспектаклями, с которых и на которых активно сводит концы с концами;
    2) Большой Пардон – популярный телеведущий, главный интервьюер нашей страны и, пожалуй, всех её непутёвых окрестностей.

    Место действия: большая парадная телестудия с основательно удобными креслами и потрясающим видом на живописно вечереющий мегаполис. Действующие лица сидят в креслах визави, прихлёбывая чай из роскошных чашек эпохи Людовика XIV.



    Большой Пардон. Дорогие телезрители! Наша бегущая дорожка вкратце представила вам нашего сегодняшнего гостя, поэтому начинать мы можем скоро и без излишних предисловий. Хочу только заметить, что мы давно и с большим нетерпением ждали в нашей телестудии Георгия Брюшколиза. И вот, наконец, этот беспрецедентно счастливый миг однозначно-таки настал.

    Георгий Брюшколиз. Да, без ложной скромности могу сказать всем без исключения телезрителям: «Вот он я! Весь, до единого пальчика, до единого ушичка прямо здесь, перед моими дорогими вами!»

    Большой Пардон. Давайте же сходу приступим к нашему интервью. Скажите, Георгий, вот Вы говорите «до единого пальчика». А что, Вы могли бы прийти к нам в студию как-то не целиком?

    Георгий Брюшколиз. Большой Пардон! Побойтесь Бога! Конечно же, как всякий высококультурный человек, я могу прийти к моим зрителям только весь целиком. Но Вы, я надеюсь, меня поймёте: это же такой художественный метод, драматическая парадигма такая – членить, членить и членить. Членить образным путём своё тело, свои чувства, мысли, настроения и такое прочее. Не у меня одного такая фишка в современном арт-движении, но в моём исполнении этот метод позволяет получать поистине небывалые результаты.

    Большой Пардон. То есть Вы хотите сказать, что именно такого рода театральная… гм… расчленёнка позволяет Вам добиваться удивительных драматических эффектов?

    Георгий Брюшколиз. Эффектов? Да, может быть. Во всяком случае, по частям тела, мысли и чувства уходят заметно дороже… Впрочем, я не гонюсь. Ни за деньгами, ни за славой. Мне важно поддержать линию… нет, даже так – счастливый вектор нашей классической драматургии и высокой литературы в целом.

    Большой Пардон. Выходит, драматическое кредо Георгия Брюшколиза в нашей студии уже прозвучало. А скажите, Георгий, что больше всего мешает Вам на тернистом, не побоюсь, пути столь популярного, не побоюсь, театрального деятеля?

    Георгий Брюшколиз. Зрители мешают. Вернее – их часть. Та самая, которая мобильники не вырубает на спектаклях и с места на место перебегает после третьего звонка. Поверите, вот прямо убил бы…
    Бывало, перед спектаклем как начнёшь им, зайцам мазайским, в стиле лихого актёрского этюда мозги пропесочивать, так и песочишь до самого антракта. А в антракте вдруг вспоминаешь – представление-то заявлено одноактное, пора бы, стало быть, и честь знать! У-у, негодяи! (Сурово потрясает кулаком, глядя прямо в телекамеру.)

    Большой Пардон. Да-да! Я помню, Георгий, эксклюзивные газетные отчёты об этих представлениях. Полный катарсис. Публика прямо рыдала. Плакала и расходилась. Расходилась и плакала. А в итоге: побитые витрины ближайших супермаркетов и груды мобильников, оставленные в фойе вашего театра.

    Георгий Брюшколиз. Это всё театральный инсайт виноват, его работа. Но зритель, Большой Пардон, у нас исключительно благодарный. Заметьте, витрины мои почитатели бьют где-то на стороне, а вот мобильники оставляют непосредственно в храме высокого искусства. Как будто мелочь – а сборы-то от представления утраиваются в каких-то двадцать минут!

    Большой Пардон (заглядывает в опустевшую чашку Георгия Брюшколиза). Ой, что-то заговорились мы! Может, уважаемый, Вам ещё немного чайку налить?

    Георгий Брюшколиз. Да, пожалуй… Мы вообще люди отчаянные…
    Вообще, хорошо у вас тут. Прямо из окошка мою БМВэшку на стоянке видать. Вон, вишь, вишнёвая такая? И фамилия у Вас, Пардон, на удивление удобная, породистая такая…

    Большой Пардон. Поверьте, Георгий, если бы я не был Большим Пардоном, я бы от всей души мечтал быть Георгием Брюшколизом. (Обнимает обеими руками себя любимого.)

    Георгий Брюшколиз. А знаете, взаимно, взаимно. (Обнимает обеими руками себя любимого тоже.) Вы бы только знали, как же трудно бывает порой собирать себя любимого после этой ежевечерней блистательной расчленёнки!

    Большой Пардон. Да, театр – это вам не в игрушки играть! Почва и судьба в чистом виде! Ну а что же Вас, дражайший Брюшколиз, всё-таки привело в это, образно говоря, адово горнило?

    Георгий Брюшколиз. Трудное детство. Мне преступно мало давали мороженого, всячески обижали, в школу ещё заставляли регулярно ходить. И так – многие годы. Сами понимаете, с эдакой жестокой психологической травмой предо мной раскрывалась только одна широкая дорога – в театр, в театр и ещё раз в театр!

    Большой Пардон. Ну а ваша личная жизнь – как она сочетается с кипучей театральной деятельностью?

    Георгий Брюшколиз. Пардон, Пардон, но я же говорил Вам уже: тяжёлое детство, нехватка мороженого, отмороженная школа, в конце концов. Представляете теперь, какая у меня может быть личная жизнь, да ещё в театре!

    Большой Пардон. Да, да! Понимаю. Вам больно. Что ж, оставим это. Тогда, быть может, несколько слов о своих творческих планах?

    Георгий Брюшколиз (хватаясь за голову). Но Пардон! Я же говорил: страшное детство, жуткая нехватка мороженого, школа, обветренная со всех сторон, как череп Йорика. К тому же в юности часто ключи от квартиры терял, было заикаться из-за этого начал… Ну!!! Ну и какие, брат, после этого могут быть у нормального человека творческие планы?!

    Большой Пардон. У нормального – действительно ни-ка-ких… Но Георгий, но душечка, но, может быть, Вы нам детальнее осветите напоследок сущность вашего творческого метода?..

    Георгий Брюшколиз. Отчего же – напоследок? Вот об этом-то, об этом-то как раз можно говорить и делать буквально часами! Ну вот, например, потопить в большой миске с водой дюжину бумажных канонерок – это Вам как? А?! Пустяк, говорите?! А я это делал! Четыреста тридцать четыре раза делал прямо на большой сцене – и зрители четыреста тридцать четыре раза начинали брататься и при мне мамой клялись друг другу: а) в вечной любви; б) никогда не брать взяток; в) всегда компостировать билетики в общественном транспорте. А?! Каково?!

    Большой Пардон. Да, впечатляет…

    Георгий Брюшколиз. Это ещё что. Вы ещё самого главного не видели! Днями случилась у меня премьера вещицы «Как я съел удава» – вот это и есть оно самое в чистом виде. Теперь-то я уж точно первооткрыватель! Я первый открыл для искусства этот замечательный принцип: если хорошенько проглотить удава – как-то сразу начинаешь сильно напоминать слона… Точно-точно!.. Хотите попробовать?! Парочка удавов как раз у меня с собой… (Достаёт из чёрной сумки, заботливо прислонённой к креслу, парочку изрядных кусков блестящей альпинистской верёвки. Один он решительным жестом протягивает остолбеневшему прямо в кресле Пардону, а другой пытается судорожно пропихнуть непослушным концом самому себе в рот…) Да-да! Именно так! Чтобы один конец удава изрядно вытарчивал у вас из переднего отверстия, а другой конец удава – несколько вытарчивал из… ну, Вы меня понимаете…

    Большой Пардон (судорожно улыбаясь в телекамеру). Здорово! Вот здорово! Я, пожалуй, так не умею… (И вбок, в сторону режиссёра телепередачи.) Свет вырубай, камера стоп… Слоны в удаве, а брюшковцы на экране… Стоп, сделано, пусть дальше сам по себе дожёвывает, а то на всю страну в пять минут обудавимся по полной программе… Всё, баста!

    Георгий Брюшколиз (всё ещё продолжая судорожно заглатывать). Всё у нас выйдет. Всё ещё будет. Я к вам, друзья мои, ещё не раз на гастроли нагряну. Но не скоро, не сразу. Чтобы вы успели меня легонько так подзабыть…

    (Актёры беспорядочно покидают студию. Полный занавес!)

    2011



    Прокоментувати
    Народний рейтинг -- | Рейтинг "Майстерень" -- | Самооцінка -