Логін   Пароль
 
  Зареєструватися?  
  Забули пароль?  
Лев Гумилев (1912 - 1992)

Інфо
* Народний рейтинг 3.242 / 5.5
* Рейтинг "Майстерень": 3.242 / 5.5
* Творчий вибір автора: Майстер-клас
* Статус від Майстерень: R
* Коефіцієнт прозорості: 0.636
Переглядів сторінки автора: 65667
Дата реєстрації: 2010-01-17 15:06:22
Школа та стилі: Історик
Група: Користувач
Е-mail: << Для контакту з автором зареєструйтеся >>
Автор востаннє на сайті 2010.01.17 22:41
Автор у цю хвилину відсутній

Про автора
ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1 октября 1912 — 15 июня 1992). Историк тюрк. и монг. народов, археолог, этнограф. Род. в Царском Селе, сын поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилева, дворянин. По ок. ср. школы в 1930 работал в археол. экспедициях М. И. Артамонова и Г. А. Бонч-Осмоловского в Ср. Азии. Впервые арестован в дек. 1933 на квартире у арабиста В. А. Эбермана; через 10 дней освобожден. В 1934 поступил в ЛИФЛИ. 23 окт. 1935 арестован за связь с "преступной группой" Н. Н. Пунина; вскоре после обращения А. А. Ахматовой к И. В. Сталину освобожден, восстановлен в ин-те. На 4-м курсе, в марте 1938 вновь арестован вместе со студентами-восточниками Н. П. Ереховичем и Т. А. Шумовским. По сценарию следствия, они якобы составляли "молодежное крыло" мифической "прогрессивной партии". 27 сент. 1938 осужден за "создание КРТО" Воен. трибуналом ЛВО на 10 лет ИТЛ с поражением в правах на 4 года (на суде отказался от данных во время следствия показаний). Отправлен на Беломорканал. Вскоре адвокатам Коммодову и Бураку удалось добиться пересмотра дела; 17 нояб. 1938 ВК ВС СССР приговор отменила и направила дело на доследование. Г. этапирован в Ленинград, где пост. ОСО при НКВД СССР от 26 июля 1939 его срок сокращен до 5 лет ИТЛ. Отправлен в Норильск; полностью отбыл срок. Освобожден без права выезда, работал в геол. партии. В окт. 1944 пошел добровольцем на фронт, воевал в Польше и Германии. В дек. 1945, демобилизовавшись, устроился в ИВ АН СССР на должность пожарного. Закончил ЛГУ. В апр. 1946 поступил в аспирантуру ИВ АН СССР. В 1947, в период травли А. А. Ахматовой, отчислен из аспирантуры "как не соответствующий по своей филол. подг. избранной специальности". В 1948 защитил канд. дисс. "Подробная полит. история первого Тюрк. каганата". В 1949 устроился на работу в МАЭ. В нояб. вновь арестован УМГБ по Ленинградской обл. 13 сент. 1950 пост. ОСО при МГБ СССР приговорен к 10 годам ИТЛ за "принадлежность к антисов. группе, террор. намерения и антисов. агитацию". В заключении до мая 1956. По освобождении сотр. ГЭ (1956-62), ГЭНИИ при геогр. фак-те ЛГУ (с 1962), проф. ЛГУ. В 1962 защитил докт. дисс. по истории; с 1974 докт. геогр. наук. Опубл., начиная с 1950-х, много статей и монографий, по большей части неодобрительно оценивавшихся представителями конкретных науч. дисциплин: востоковедами, археологами, этнографами. От конкретных ист. иссл-ний постепенно перешел к построению общей концепции этногенеза и глобальной схемы всемирной истории, которая предстает в его интерпретации как последовательность "пассионарных толчков" или "взрывов этногенеза", предопределяемая в конечном счете неким внеземным фактором (космическим излучением). Работа Г. "Этногенез и биосфера Земли", излагавшая эту концепцию, была встречена в штыки марксист. идеологами и не публ. вплоть до периода "перестройки", хотя была депонирована в ВИНИТИ и копии ее рассылались по заявкам. Со 2-й половины 1970-х работы Г. с трудом проходили в печать, и лишь после ликвидации цензуры в конце 1980-х увидели свет. По делу 1938 реабилитирован в 1975, по делу 1950 - в 1956.

Соч.: Политическая история первого Тюркского каганата (546-659 гг.): Тезисы дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Л., 1948;
Статуэтки воинов из Туюк-Мазара // Сб. МАЭ. 1949. Т. 12. С. 232-253; Динлинская проблема // Изв. ВГО. 1959. Т. 91, вып. 1. С. 17-26;
Эфталиты и их соседи в IV в. // ВДИ. 1959. № 1. С. 129-140; Легенда и действительность в древней истории Тибета // ВИМК. 1960. № 3. С. 103-113;
"Хунну" (1960),
"Иакинф (Бичурин). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии" (1960),
"Подвиг Бахрама Чубины" (1962),
"Открытие Хазарии" (1966),
"Древние тюрки" (1967),
"Поиски вымышленного царства" (1970),
"Хунны в Китае" (1974),
"Этногенез и биосфера Земли. Вып. 1—3" (1979, 1989),
"Древняя Русь и Великая Степь" (1989),
"География этноса в исторический период" (1990),
"Закон Божий" (1990),
"Тысячелетие вокруг Каспия" (1991),
"От Руси к России: Очерки этнической истории" (1992),
"Этносфера: История людей и история природы" (1993),
"Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации" (1993),
"Из истории Евразии" (1993),
"Черная легенда. Друзья и недруги Великой Степи" (1994) и др.

Парадоксальная по содержанию и подчеркнуто неакадемическая по способу изложения, философско-историческая концепция Г. в основаниях своих излагается в трактате "Этногенез и биосфера Земли". Своеобразие концепции Г. определяется прежде всего ее исходными установками: 1) преодолеть понимание исторического как "надприродного" посредством рассмотрения истории в контексте географических процессов; сфера историко-географических закономерностей связывается Г. с феноменом этноса; 2) подчеркнуть принципиальную "мозаичность" человечества, лишающую оснований европоцентристское разделение народов на исторические и неисторические, передовые и отсталые; исторические свершения связываются Г. не с прогрессом единой человеческой цивилизации, а с активностью дискретных образований — этносов; 3) акцентируя неоднородность исторического времени, сосредоточить внимание на экстраординарных всплесках человеческой активности, имеющих огромные исторические последствия (например, завоевания Александра Македонского или Наполеона), но загадочных по своим источникам и до сих пор не нашедших вразумительного объяснения; 4) свести различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием к различию в степени достоверности, ориентироваться на исследовательские стандарты и понятийный аппарат естественных наук; этнос трактуется Г. как природное (хотя и не биологическое) явление.

Отношение Г. к историческому материализму напоминает позднесредневековую концепцию "двух истин": поступательное развитие общественно-экономических формаций не отрицается, но фактически относится к разряду "истин веры", тогда как строго научное "эмпирическое обобщение" представляет историю как сеть природных процессов этногенеза. Этнология, разработанная Г., подчеркнуто и последовательно еретична — им отвергаются все выделяемые традиционной наукой признаки этноса: язык, особенности культуры, этноним, самосознание, единство происхождения. Единственным реальным этнодифференцирующим признаком Г. считает этнический стереотип поведения, за которым стоит гипотетическое "этническое поле". Этнос трактуется Г. как энергетический феномен, связанный с биохимической энергией живого вещества, открытой Вернадским. Способность этноса к совершению работы (в физическом смысле — походам, строительству, преобразованию ландшафта и т.п.) прямо пропорциональна уровню "пассионарного" напряжения. "Пассионарность" определяется Г. как способность и стремление к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Проявления пассионарности легко отличимы от обыденных поступков, продиктованных инстинктом самосохранения, — они стихийны и могут быть саморазрушительными. Индивиды-пассионарии (в просторечии — "великие люди") посредством пассионарной индукции "заражают" своих соплеменников, обеспечивая высокий уровень пассионарного напряжения этноса в целом. Универсальная схема этногенеза включает в себя пассионарный толчок, рождающий новую этническую систему, и инерционное движение растраты полученного энергетического импульса — к состоянию гомеостаза (равновесия с окружающей средой). Анализ географии процессов этногенеза (зоны этногенеза представляют собой сплошные полосы на земной поверхности, ограниченные кривизной земного шара) приводит Г. к гипотезе о внепланетном происхождении пассионарных толчков. В этнологии Г. различаются этногенез и этническая история.

Этногенез обусловлен внеземным пассионарным импульсом, рождающим в определенном регионе суперэтнос (комплекс родственных этносов, аналог "локальных цивилизаций" Тойнби). Этническая история — история отдельного этноса, обусловленная не только ритмом этногенеза, но и особенностями ландшафта, культурными традициями, контактами с соседями и т.п. Именно эти особенности обусловливают внутреннее своеобразие суперэтносов. Этнология Г., представляющая собой необычное сочетание богатейшей фактологии, сверхсмелых гипотез и визионерской убежденности, значительна прежде всего как радикальная постановка проблемы выработки нового понимания истории, вписывающего ее в контекст глобальных природных процессов.

Найновіший твір
Толковый словарь понятий и терминов
Ермолаев В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов. Под ред. Л.Н.Гумилева. - в книге Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Изд-во ЛГУ. 1989.

В 1976 г. автор этой книги писал: "К сожалению, мы не можем сразу предложить точные дефиниции, которые, вообще говоря, весьма облегчают исследование, но мы, по крайней мере, имеем возможность сделать первичные обобщения". И это было вполне естественно: ведь дать определение - значит свести явление к более простым и очевидным формам, отражающим закономерности его развития.

Однако в середине семидесятых годов закономерности этногенеза еще предстояло описать и понять. Такому эмпирическому обобщению и были посвящены три первых выпуска нашей работы. И только теперь, спустя почти десять лет, мы можем дать определения основных терминов и понятий этнологии.

Необходимость в таких определениях очевидна. Во-первых, необходимо определить основные понятия этнологии в целях ее дальнейшего развития. Во-вторых, определения необходимы во избежание возможных в будущем недоразумений с оппонентами при трактовке основных понятий этнологии. И наконец, в-третьих, этнология за последнее десятилетие развивалась и уже требует уточнений в понятийном аппарате, отражающих это развитие. В этом смысле и приводимые ниже определения, конечно, не претендуют на окончательность.

Аберрация близости - преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними.

Аберрация дальности - расплывчатость далеких явлений, что создает ложное впечатление их незначительности.

Аберрация состояния - восприятие наблюдателем динамики долгоидущего процесса как совокупности статических состояний вследствие медленности восприятия процесса человеком.

Адаптация в этногенезе - приспособление этноса к ландшафту, происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения.

Актуализм - ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.

Аннигиляция - распад на субатомном уровне с необратимой потерей световой энергии, уходящей в межгалактический вакуум.

Антисистема - системная целостность людей с негативным мироощущением.

Аттрактивность - влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости.

Бездна - пустота или вакуум, не являющийся частью материального мира.

Биосфера - оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами.

Биохимическая энергия - см. Энергия живого вещества биохимическая.

Биполярность - возможность развития систем в двух направлениях - к усложнению и к упрощению с лимитом в вакууме.

Вакуум. - см. Бездна.

Вакуума нулевые колебания - мгновенный процесс возникновения и уничтожения виртуальных частиц в вакууме (пустоте).

Вариант этнического контакта - различия в способах взаимодействия этнических систем.

Воля - способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.

Время историческое - процесс управления энергетических потенциалов между элементами этносферы, нарушаемый пассионарными толчками.

Гармоничные особи (гармоничники) - особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения.

Генетический "дрейф" - явление рассеивания пассионарного признака за пределы популяции путем случайных связей.

Геобиоценоз или биоценоз - закономерный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования.

Геохор - участок земной поверхности, однородный в своих экологических особенностях и отличающийся по этим особенностям от смежных участков.

Деяния - поступки, являющиеся результатом свободного выбора (сознательной деятельности) человека (в отличие от явлений).

Диахроническая шкала - система отсчета времени от пусковых моментов различных этнических систем для их сопоставления по фазам этногенеза.

Дивергенция этническая - распад этнической системной целостности с потерей ощущения комплиментарности на заданном уровне этнической иерархии.

Динамическое состояние этнической системы - такое состояние этнической системы, при котором вследствие пассионарного толчка колебания биохимической энергии - пассионарности приводят к смене фаз этногенеза и активному преобразованию этноландшафтной среды (в отличие от гомеостаза).

Дискретность этнической истории - прерывность причинно-следственных связей, определяющая начала и концы этногенезов.

Идеал - далекий прогноз, воспринимаемый интуитивно.

Императив поведения - идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.

Императив поведения негативный - стремление к упрощению системы.

Императив поведения позитивный - стремление к усложнению системы.

Импульс инстинкта - см. Инстинктивный импульс поведения.

Импульс поведения инстинктивный (инстинкт) - врожденный поведенческий импульс, направленный на личное и видовое самосохранение.

Импульс сознания - эгоизм, требующий для осуществления себя как цели - рассудка и воли (в отличие от аттрактивности).

Инкубационный период - часть фазы подъема от момента пассионарного толчка или начала генетического дрейфа до появления этноса как новой этносоциальной системы.

Инкубационный период скрытый - та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения не приводит к фиксации событий современниками.

Инкубационный период явный - та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения уже вызывает фиксацию событий современниками, но еще не приводит к этнической дивергенции и появлению новой этносоциальной системы.

Истинность - суждение, адекватное заданной сумме наблюденных фактов, где погрешность не превышает заданного допуска.

Историческая судьба - цепочки событий, каузально связанные их внутренней логикой.

История антропогенных ландшафтов - история взаимодействия общества и природы через механизм этнической системы.

История культуры - коллективная память этносов о своих культурных традициях.

Комплиментарность - положительная (отрицательная) - ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на "своих" и "чужих".

Конвиксия - группа особей с однохарактерным бытом и семейными связями, низший таксой этнической иерархии.

Консорция - группа людей, объединенных одной исторической судьбой, часто эфемерно на короткое время.

Констелляция в суперэтносе - сходство тенденций развития этносов в пределах суперэтноса вследствие происхождения от одного пассионарного толчка.

Красота - комплекс форм, нравящихся без предвзятости.

Ксения - букв. "гостья" - вариант симбиоза, при котором небольшая группа представителей иного этноса замкнуто живет среди аборигенов и не смешивается с ними.

Логика событий - причинно-следственные связи между событиями, детерминирующие дальнейший ход самих событий.

Ложь - сознательное искажение истины.

Мера устойчивости этноса - показатель плотности этнических связей различных весов и знаков (в кибернетическом смысле), определяющий степень сопротивляемость этноса внешним воздействиям.

Месторазвитие или родина этноса - неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система.

Мироощущение - фиксированное сознанием прохождение отраженного от вакуума импульса пассионарности (биохимической энергии), выражающееся в отношении к идеальным абстрактным ценностям и материальному миру

Мироощущение негативное - отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем.

Мироощущение позитивное - отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к усложнению систем.

Мозаичность этноса - неоднородность внутренней структуры, необходимая для поддержания этнического единства.

Ностальгия - ощущение несовместимости с иным этническим полем.

Пассеизм - ощущение времени, при котором прошлое вое принимается как единственная объективная реальность.

Пассионарии - особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

Пассионарная индукция - явление трансформации поведения гармоничных особей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля.

Пассионарное напряжение - см. Уровень пассионарного напряжения этнической системы.

Пассионарное поле - поле, обусловленное наличием биохимической энергии - пассионарности.

Пассионарность как характеристика поведения - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

Пассионарность как энергия - избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.

Пассионарный импульс - см. Пассионарный импульс поведения.

Пассионарный импульс поведения или пассионарный импульс - поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.

Пассионарный признак - рецессивный генетический признак, обусловливающий повышенную абсорбацию особей биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы.

Пассионарный толчок - микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции, и приводящая к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах.

Персистенты (изоляты, статические этносы, реликты)- этнические системы, находящиеся в этническом гомеостазе. Эти термины в контексте работы - синонимы.

Полоса свободы - совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор. Именно здесь осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития (см. Биополярность).

Популяция - совокупность особей, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание.

Принцип неопределенности в этнологии - объективное ограничение возможностей исследователя при наблюдении последовательности событий, позволяющее описать их только в одном аспекте: либо в социальном, либо в этническом (природном).

Пусковой момент - момент пассионарного толчка в абсолютной временной шкале, являющейся точкой отсчета "О" для диахронической шкалы.

Разнообразие этносферы - неравенство энергетических потенциалов, вносимое в историческое время пассионарными толчками.

Разность потенциалов контактная - перепад пассионарности (биохимической энергии) возникающий при контакте двух и более суперэтносов.

Рассудок - способность свободного выбора реакции при условиях это допускающих.

Ритм этнического поля - та частота колебаний этнического поля, к которой посредством стереотипа поведения адаптировалась этническая система.

Саморегуляция этноса - способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии - пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.

Сверхнапряжение - целенаправленное усилие, необходимое и достаточное для нарушения агрегатного состояния среды.

Сигнальная наследственность - передача навыков потомству через условный рефлекс подражания, формирующий стереотип поведения как высшую форму адаптации.

Симбиоз - сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу.

Смещение или результат контакта - нарушение запрограммированного хода процесса этногенеза вследствие внешнего воздействия.

Смерть - способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.

Событие - разрыв системных связей.

Справедливость - соответствие морали и этики.

Старение - потеря инерции пассионарного толчка в этнической системе на персональном и этническом уровне.

Статическое ощущение времени - восприятие, при котором время игнорируется как реальность.

Стереотип поведения - изменяющийся по ходу времени набор навыков поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.

Структура стереотипа поведения этноса - строго определенная норма взаимоотношений между а) этническим коллективом и индивидом; б) индивидов между собой: в) субэтносов между собой; г) этноса и субэтносов между собой.

Субпассионарии - особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

Субэтнос - этническая система, являющаяся элементом структуры этноса.

Сукцессия антропогенная - постепенное изменение вмещающего ландшафта, вносимое адаптирующимся этносом, возникающая одновременно в одном ландшафтном регионе и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.

Творчество - направленность поведения, возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка.

Традиция культуры - сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу.

Упрощение - уменьшение плотности системных связей в этнической системе.

Уровень пассионарного напряжения системы, или пассионарное напряжение - количество имеющейся в этнической системе пассионарности, деление на количество персон, составляющих этническую систему.

Уровень этнического контакта - ранг контактирующих систем в этнической иерархии.

Усложнение - увеличение плотности системных связей в этнической системе.

Фаза акматическая - колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.

Фаза инерционная или фаза инерции - плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.

Фаза надлома - резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.

Фаза мемориальная - состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.

Фаза обскурации - снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

Фаза подъема - период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионерного толчка или генетического дрейфа.

Фаза этногенеза - совокупность таких уровней пассионарного напряжения системы, каждый из которых при данном направлении процесса этногенеза определяет господство в стереотипе поведения единого для всей совокупности уровней императива поведения.

Флуктуации биосферы - локализованные в пространстве и времени изменения количества энергии живого вещества биосферы вследствие пассионарных толчков.

Футуризм - ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.

Химера - сосуществование двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише.

Энергия живого вещества биохимическая - свободная энергия, вырабатываемая живыми организмами в процессе обмена веществ.

Энтропийный процесс - необратимый процесс потери энергии.

Этика антиэгоистическая или альтруистическая - этика, при которой интересы этнического коллектива у индивида превалируют над его собственными.

Этика эгоистическая - этика, при которой интересы индивида и его семьи превалируют над интересами этнического коллектива.

Этническая диагностика - способ различения этносов по стереотипу поведения и принадлежности к той или иной этнической традиции.

Этническая доминанта - явление или комплекс явлений (религиозный, идеологический, военный, бытовой), который определяет переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие.

Этническая иерархия - динамичная в процессе этногенеза соподчиненность этнических систем разных таксономических уровней (рангов).

Этническая история - функция этногенезов и этнических контактов за периоды, где события зафиксированы источниками.

Этническая регенерация - восстановление этнической структуры после потрясений.

Этническая традиция - сумма стереотипов поведения, передаваемых механизмом условного рефлекса.

Этнические контакты в аспекте этнического поля - интерференция вибраций этнических полей.

Этнический гомеостаз или гомеостатический уровень или статическое состояние этноса - устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии - пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.

Этнический контакт - процесс взаимодействия двух и более этнических систем одного или разных рангов этнической иерархии.

Этнический субстрат - исходные этнические компоненты (два и более), интегрируемые вследствие пассионарного толчка в новый этнос.

Этническое поле - возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и аттрактивности членов этнической системы.

Этногенез - момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.

Этногенез в аспекте этнического поля - динамика колебательного движения этнического поля.

Этнология - географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху.

Этнопсихология - наука о проявляющейся в этнической истории смене устойчивых настроений этноса в зависимости от фазы этногенеза.

Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

Этносфера - земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли.

Этноценоз - геобиоценоз, в котором происходит развитие данного этноса, опосредованное процессом его адаптации.

Явления - результаты влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.