Логін   Пароль
 
  Зареєструватися?  
  Забули пароль?  
Яніс Островерхий (1990)




Огляди

  1. Доспехи
    Мои доспехи суть мой римский крест,
    Они довольно тяжелы и слишком устарели,
    Не даст броня железная пройти хоть горстку верст,
    И не спасет от пуль, когда начьнут обстрелы.
    Я в них из лона вышел, и увидев яркий свет,
    Прикрыл лицо лоснящимся забралом,
    Чтоб солнца, либо лампы, луч не обжигали век.
    Тут трудно защитится легким опахалом.
    На своих двух стоять я научился поздно,
    Клевал лицом полы как деревянный журавель,
    Вся боль калеки надо мной парила грозно,
    Когда немея от сердечной туги мать стелила мне постель.
    Пока не мог ходить, родные на руках меня носили,
    Им тяжко было бремя столь тяжолое волочь,
    Когда мне даровался мягкий сон, они на кухне горе жидкостью топили,
    Ибо ростить такую гадость каждому не в мочь.
    В те времена я верил, как любой из нас, что может,
    Найдется и такому в мире божьем несколько уютный уголок,
    Сегодня ж, лишь мой мерзкий смех подобным мыслям оду сложит,
    В какой земле, на разноцветной клумбе жизни, запустит корни кованный цветок?
    Такую вещь, уж как того бы не хотелось,
    Не окунеш в хрусталь фигурных ваз,
    Подобным мне, прискорбным обстоятельством, велелось,
    Предстать обьектом шуток и блескающих сарказмом фраз.
    Когда тяжелые пластины опасений заменяют кожу,
    А роль сустава воплотил несмазнный шарнир,
    Вместо лица влепили металлическую рожу,
    Ты стал мишенью в тире, что размером с мир.
    Ты в каждом слове слишишь звук пренебреженья,
    Ты видишь лишь призрение в глазах, следящих за тобой,
    Тебе не суждено почувствовать интимного сближенья,
    Тебе не смыть со лба грязи постыдных мыслей священной дождевой водой.
    Мой страх пред Богом и его твореньем,
    Закрыл мне путь вперед или назад,
    Я предаюсь в железном заключенье,
    Немой корозии, что, может быть, дарует мне путевку в Ад.

    2012



    Коментарі (1)
    Народний рейтинг: -- | Рейтинг "Майстерень": --

  2. Лев в северном лесу

    Однажды львица, потерявши льва,
    В лесу родила маленького львенка,
    Но был он крайне слаб, а то было зимой,
    Он часто был избит рогами олененка,
    А волк с лисою насмехались из кустов,
    Когда кабан сбивал его наполненным гордыней брюхом,
    Гуляя, львенок прятался среди опавших осенью листов,
    Когда медвежьей шкуры смрад он чуял нюхом.

    Он был изгой и в северном лесу,
    Ему не суждено было найти собрата,
    И лишь вороний крик, распространенный на лету,
    Напоминал о непременно приближавшейся утрате.
    Поскольку старой львице, породившей львенка,
    Трибуны птиц отсчитывали дней последние песчинки,
    Зверей царевна позвала к себе ребенка,
    Слизав со лба его прилипшие давно пылинки,

    Она прижала сына к затихающей груди.
    А львенок слезы лил, когтями в твердь впивался,
    Ведь мать свою он до беспамятства любил,
    И понимая, что она вот-вот уйдет, внутри он кровью красной обливался.
    Без материнского тепла, ее клыков белесых остроты,
    Он оставался сам, в лесу враждебном и холодном,
    И постоянно трепеща пред наступленьем темноты,
    Глушил травой и листьями урчанье в животе голодном.

    Но потерявши мать, зверьку взамен досталась вера,
    Теперь он одинок, не защищен от наглости зверей,
    Но ведь он сын великой и могучей королевы.
    Пока – он львенок, но в грядущем, как Антей,
    Он властелином станет над орущим, мелким плебсом,
    Та кровь, что в нем бурлит – кровь королей,
    Дарует драгоценную корону в форме рыжей гривы,
    И та земля, что ночи тьмы черней,
    О нем слагать начнет эпичные мотивы,
    О льве могучем, о царе зверей.

    2012



    Прокоментувати
    Народний рейтинг: 5.25 | Рейтинг "Майстерень": --

  3. ***

    Куда ты подевался, Гавриил,
    И на кого ты нас покинул,
    Быть может, потерялся в мире ламповых светил,
    Либо несвоевременно глаза разинул?

    Несвоевременность – вот ангельский порок,
    Вступая в бой не «до», а «после»,
    Пред бесом человечий оголяете вы бок,
    И вдруг спасаете. Но, что же если

    Непунктуальности придет апофеоз,
    И вилы ржавые сольются с плотью,
    Крыла укроют лепестки кровавых роз,
    История обзаведется новой ветвью,

    Тогда же, что? Война была напрасною игрою,
    Игрой палитры разноцветных туч,
    Несчастный марафонец перебиться мог ходьбою,
    Оставя диким псам победы луч,

    А стойкие мужи, покинув Фермофилы,
    Домой вернулись и под гнетом дней,
    Как дряблые, лысоголовые гориллы,
    Позора миг вкушали, стали пищею для вшей.

    Сгорел в огне английском Орлеан,
    Он не дождался снисхожденья Девы,
    А воды моря хоронят израильтян,
    Водой пропитаны их женщин чрева.

    И, наконец, воинственно расправив крылья,
    Истерзывает льва ликующий орел,
    Развален Лондон, порабощена Севилья,
    Берлин из крови и костей кует себе престол.

    Небесный свод пылает алым цветом,
    На землю низвергая дождь из стрел и пуль,
    Окутаны святыни ярким светом,
    Что не щадит ни кладбищ, ни рельеф горгуль.

    По площадям столиц гуляет хаос,
    Освобождая путь неряшливой ногой,
    А трупы ангелов, уже так сталось,
    Распяты на земле, блюдя покой.

    Но сей сюжет не так уж и печален,
    Страшнее то, что воплощается в миру сейчас,
    Наш мост к минувшему был подло спален,
    Нелепой диктатурой пластиковых масс.

    Чии глаза пусты, как верхний круг колодца,
    Пусты сердца, бесплоден рук изгиб,
    И головы пусты, а наполненье не вернется,
    Последний человек пришел – погиб.

    И он опустошает мир, что предки наполняли смыслом,
    Ломая торсы статуям поверженных богов,
    Он больше не поет, по воздуху пускает волны диким визгом.
    Вся необузданность свободы без оков,

    Уподобляясь черному коню Платона, мчится,
    Покрывшись грязной пеною порока,
    А за собой волочит ветхую цивилизаций колесницу,
    Чтобы разбить ее о скалы тяжелеющего рока.

    Да, что же рок? Поскольку, ведь, и он пропал
    Как мифы. Алтарь священный опустел,
    Благодаря пражнистой головы овалу.
    Как смели мы надеяться, как смели?

    На вас надеяться мы как могли,
    О, шестикрылых серафимов войско?
    Во тьме воображать благословенные лучи,
    На площадях молится броско?

    Ты, Гавриил, и те, другие, ведь не ушли,
    Вас просто не было в часы людских рыданий,
    Мы крик о помощи, как факела огонь в пустыне жгли,
    Но избежали драматизма расставаний.

    Ведь это к лучшему и некого винить,
    Ежели все, что мы любили исчезает вдруг,
    А то, на чем живем – всего лишь нить,
    И пустота вокруг, и пустота вокруг.



    Прокоментувати
    Народний рейтинг: -- | Рейтинг "Майстерень": --

  4. ***
    Один, в пустом вокзале,
    Я встретил тот новый год,
    Возле, через дорогу,
    Засыпал кирпичьный завод.
    Было довольно неловко,
    И холод руки сковал,
    Под ритм новогодних песен,
    Снег на землю упал,

    Достав до брусчаточной цели,
    Снегопад растворялся в тверди,
    Точно так же в средневековье,
    Утопали в ней рыцари, смерды.
    Своей тихой неумолимостью,
    Меня часто пугала земля,
    Она всех принимает в лоно,
    Безразлично кого, когда.

    Надоело смотреть на воздух,
    И мешать его с чернотой,
    Я не думал, что под крышей вокзала,
    Меня встретит такой же изгой.
    Он провел меня между арок,
    По спине прокатилась дрожь,
    Став моим новогодним подарком,
    В мое сердце вонзился нож.

    Чужак ловко волок мое тело,
    Моя кровь орошала пол,
    А в ушах отдавался эхом,
    Бой часов, что звал близких за стол.
    В глазах понемногу темнело,
    И холод меня оставлял,
    А я думал о том лишь только,
    Как мой прадед поле пахал.

    На том поле он вырос и сгинул,
    Там он девок таскал в кусты,
    На том поле он вяло гнул спину,
    А теперь там пасутся скоты.
    В тех краях его дети резвились,
    И угрюмо курили отцы,
    Там чьи-то желания сбылись,
    Но, увы, не его, не мои.

    Размышляя над теми вещами,
    Я лежал на сырой колеи,
    Тот, чужой, потирая руки,
    Уносил прочь ноги свои.
    И теперь, поровнявшись со снегом,
    Я ложусь в ту же самую твердь,
    Где подряд, уже столько столетий,
    Почивают и рыцарь, и смерд.

    Все покроется боелою млою,
    Даже старый кирпичный завод,
    Один, в пустом вокзале,
    Я встретил тот новый год.



    Прокоментувати
    Народний рейтинг: -- | Рейтинг "Майстерень": --

  5. ***
    Она плыла вниз по теченью,
    В своей маленькой красной ладье,
    И была так нелепо уверенна,
    Что должно доверятся судьбе.
    Ведь судьба была к ней так добра,
    И от смерти не раз спасала,
    Зимой руки замерзшие грела,
    Что не много, но так же – не мало.

    Потому оставаясь наивной,
    Она просто сидела в лодке,
    Отдаваясь порывам ветра,
    И не помня про черные метки.
    Она верила, что однажды,
    Воды рек принесут ее к раю,
    Там не будет страха и боли,
    И жарптицы возьмут ее в стаю.

    Лодку приймет берег лазурный,
    На песок опустятся ноги,
    А прилив, что его омывает,
    Пеной скроет былые ожоги.
    Ее встретят там, с радостным криком,
    Все кого она раньше ценила,
    Чьи помятые фотографии,
    Время дерзко однажды убило.

    Прискорбно, конечно, но чаще,
    Все бывает совсем не так,
    Разбивается челн о скалы,
    Плоть утопленой гложет рак.
    Стаи птиц не видать впомине,
    Ее приймут армады рыб,
    А прибрежные волны будут,
    Омывать лиш костей изгиб.

    И тогда иссчезает вера,
    Проклинаешь судьбу со дна,
    Что обманчиво словно речька,
    Протекает у ног холма.

    2012



    Прокоментувати
    Народний рейтинг: -- | Рейтинг "Майстерень": --

  1. Сварщик
    Сварщик закончил работу,
    Он шел домой, как вчера,
    Наполнив вены водкой,
    Проходил он мимо костра.
    За костром прятался дворник,
    Он сжигал гнилую листву,
    В кабаке мужыки пили пиво,
    И блевали потом на траву.

    Закрывались вокруг магазины,
    А в квартирах горел уже свет,
    К ужину собирались дети,
    Разной масти, роста и лет.
    Замолкали орущие птицы,
    А коты начинали петь,
    Аттракционы в центральном парке,
    Приготовились тихо скрипеть.

    Сонный вечер упал на город,
    Легкий ветер тревожит кусты,
    А кусты отвечают молчаньем,
    Все стыдясь своей наготы.
    За столом, во дворе бетонном,
    Напоследок кости бросают,
    Финальную партию в карты,
    По соседству деды кончают.

    Ну, а сварщик идет домой,
    Столь же потный, усталый, пьяный,
    Ноги тянет так же лениво,
    На плечах висит пиджак рваный.
    Вдома ждет молодая, довольно, жена,
    И дочурка в розовом платье,
    Теплый борщь, а потом, может секс,
    Когда дочка уснет – в ванне.

    Вот, под носом знакомый подъезд,
    У которого грустно и тихо,
    Двери пестро отворенны навстежь,
    За спиною шатается липа.
    Сварщик медленно двинул к лестнице,
    Не взглянув на доску обьявлений,
    Ведь зачем мужыку деревяшка,
    Что полна слишком чуждых значений.

    -----

    Ступень за ступенью,
    Рукою метя в перило,
    Он ползет наверх,
    А в подъезде воняет гнило.
    Все стены исписанны,
    Двери лаком покрыты,
    Редко здесь убирают,
    Потому и стены не мыты.

    Шаг за шагом стремясь,
    На девятый етаж,
    Сварщик встретил окно,
    Словно старый витраж,
    Выставляло оно,
    Все клыки на показ,
    Помнит битый сервиз,
    Тот печальный рассказ.

    Вот уже на восьмом,
    Здесь живет старикан,
    Что так часто в дворе,
    Забывает стакан.
    А в квартире напротив,
    Седая вдова,
    Она мужа ждет с боя,
    Но, увы, не судьба.

    И последний рывок,
    Персонаж наверху,
    И у самой двери,
    Так заныло в боку.
    Боль терзает мозги,
    Ее усиляет пьянство,
    Сечас лопнут его виски,
    Искажается страшно пространство.

    -----

    Дверь открылась,
    Улыбается мило жена,
    Собрав волосы в хвост,
    Встречает мужа она.
    Аккуратно одета,
    Заботлива так и тепла,
    Принимает пьянчугу в обьятья,
    Тихо шепча молитвы слова.

    Она молится часто, уж слишком,
    Только в том виновата гроза,
    Что свела ее с нисчим парнишкой,
    Тем, что спрятал ее от дождя.
    Спрятал он, но какою ценою,
    Ведь теперь за бетоном стен,
    Не прикроеш орущие драмы,
    Постановки кровавых сцен.

    Он был милым, конечно, однажды,
    Но работа, семья, алкоголь,
    Порешили красивого мальчика,
    И состригли мечьты под «ноль».
    Не спасет он больше от молнии,
    Ведь он сам для жены как гроза,
    Что руками молотит тело,
    А словами не пощадит ума.

    Только сварщику в пьяном угаре,
    Не увидеть фатальность судьбы,
    Он стоит еще в целом костюме,
    Пряча девушку от грозы.
    А она его так же любит,
    По ночам не пуская слез,
    Вместе с ним созерцает картины,
    Их совместных цветастых грез.

    Но внезапная боль поразила,
    И розбив голубые очки,
    Она пьянице фальш расскрыла,
    Что так пряталась долго внутри.
    У него ведь больная дочька,
    Постаревшая, злая жена,
    Она ночью безумно плачет,
    На кровати растет стена.

    2012



    Прокоментувати
    Народний рейтинг: -- | Рейтинг "Майстерень": --

  2. ***
    Во Львове нету памятных людей,
    Они засыпаны песком,
    Под новой,
    Меняной брусчаткой.

    Колотит грунт,
    Сонм мучеников спящих.
    Они хотят...
    Чего они хотят?
    Сами не знают.
    Иногда,
    Спят,
    Сладко...

    Они при жизни думали,
    Что быть забытым это страшно,
    Лежать под грудами песка и гноя,
    И к Богу речи обращать,
    Оттуда,
    Из камеры тесной,
    Напрасно.

    Но время, смерть и слезы,
    Весь страх и трепет небытья,
    Перерабатывает,
    Правда позже,
    Когда гулящая жена,
    И сыновья с чужыми тебе внуками,
    С натугою,
    Но, иногда,
    Сопроваждая акт разлуки радостною надругою,
    Разбросают меж вами и ними,
    Ледяные букеты старого вранья.

    Тогда уж время лечит,
    Тогда уж,
    Куда оно денется?
    Пора платить обещаный жизни долг,
    Который тушу твою,
    Тщетно,
    Так тщетно волок.
    Волок к памати, памятникам,
    Пафосным мемуарам, тоннам фотографий...

    И вот...
    Маятник останавливается,
    Утихает крови марш,
    От тебя останется фарш,
    И только фарш.
    Все высокое вдруг таким пошлым становится.

    Не устали,
    Не больно,
    Спокойно,
    Пока...

    2012



    Прокоментувати
    Народний рейтинг: -- | Рейтинг "Майстерень": --