ОСТАННІ НАДХОДЖЕННЯ
Авторський рейтинг від 5,25 (вірші)
Останні коментарі: сьогодні | 7 днів
Нові автори (Критика | Аналітика):
• Українське словотворення
• Усі Словники
• Про віршування
• Латина (рус)
• Дослівник до Біблії (Євр.)
• Дослівник до Біблії (Гр.)
• Інші словники
Авторський рейтинг від 5,25 (вірші)
2024.04.23
09:40
Плекає сонце життєлюбне нам надію.
Весна квітує поміж нас,
Хоч зазирають в душі ще зловісні дії,
Плекає сонце життєлюбне нам надію.
Єднання сила здійснюює все ж мрію.
І попри труднощі в воєнний час,
Плекає сонце життєлюбне нам надію.
Весна квітує б
Весна квітує поміж нас,
Хоч зазирають в душі ще зловісні дії,
Плекає сонце життєлюбне нам надію.
Єднання сила здійснюює все ж мрію.
І попри труднощі в воєнний час,
Плекає сонце життєлюбне нам надію.
Весна квітує б
2024.04.23
09:17
І слова, наче, хвилі, хвилі,
Гойдаються, хвилі, мов коми,
І скільки, любові, за ними,
І скільки, іще, невідомих.
І скільки, безмовних, схлипів,
У цьому, голодному, морі,
І лякає, не те, що квилить,
А те, що, не може, промовити.
Гойдаються, хвилі, мов коми,
І скільки, любові, за ними,
І скільки, іще, невідомих.
І скільки, безмовних, схлипів,
У цьому, голодному, морі,
І лякає, не те, що квилить,
А те, що, не може, промовити.
2024.04.23
07:19
Хтось скаже, що банально вию вовком.
Для мене це є блюзом самоти.
На перехресті не простоїш довго.
А на узбіччя тяжко відійти.
Я підкотив би Принцем, наче в казці.
Та побут твій спаплюжити боюсь.
Хтось скаже – меланхолія якась це.
А як на мене, рад
Для мене це є блюзом самоти.
На перехресті не простоїш довго.
А на узбіччя тяжко відійти.
Я підкотив би Принцем, наче в казці.
Та побут твій спаплюжити боюсь.
Хтось скаже – меланхолія якась це.
А як на мене, рад
2024.04.23
04:48
Віддаляється вчорашнє
І послаблюється шум
Од учинків безшабашних,
І від плину мрійних дум.
Тільки згадки пам'ять мучать
Повсякчасно й без пуття
Про, на жаль, скороминуче
Богом дане раз життя.
І послаблюється шум
Од учинків безшабашних,
І від плину мрійних дум.
Тільки згадки пам'ять мучать
Повсякчасно й без пуття
Про, на жаль, скороминуче
Богом дане раз життя.
2024.04.22
21:05
Закривавлена, знищена, спалена
Вже не вперше й не вдруге весна.
Вона — звістка, якої чекаємо,
Але й досі до нас не дійшла.
У молитвах, прокльонах "оспівана",
Хоч нема її в тому вини.
Почуттями брудними, незрілими
Вже не вперше й не вдруге весна.
Вона — звістка, якої чекаємо,
Але й досі до нас не дійшла.
У молитвах, прокльонах "оспівана",
Хоч нема її в тому вини.
Почуттями брудними, незрілими
2024.04.22
10:25
Не блудним сином їхав в Україну
Із того краю, що не чужий тепер мені.
До друзів поспішав, щоб встигнути обняти,
До кладовищ, щоб до могил припасти...
...Вдивлявсь- не пізнавав знайомі видноколи,
Хоч начебто й не полишав я їх ніколи,
Та ось зненацьк
Із того краю, що не чужий тепер мені.
До друзів поспішав, щоб встигнути обняти,
До кладовищ, щоб до могил припасти...
...Вдивлявсь- не пізнавав знайомі видноколи,
Хоч начебто й не полишав я їх ніколи,
Та ось зненацьк
2024.04.22
08:52
Ви чули як чмихають їжаки? Ні? Дивно. Спробуйте увечері натерти пусту собачу тарілку під порогом шматочком тушкованого м’яса. Як сяде сонце – вдягніть щось балахонисте з каптуром та сядьте в кущах на ослінчику. Гарантую: на густий запах тушонки їжак
2024.04.22
08:32
Верба розплела свої коси за вітром
Під ними у брижах виблискує став,
Скотилися з берега запахи літа ...
Втікаючи геть очерет захитав
Сполоханий крижень. У сірої чаплі
Сьогодні в болоті скрипучий вокал,
А сонце розсипалось плесом по краплі,
Під ними у брижах виблискує став,
Скотилися з берега запахи літа ...
Втікаючи геть очерет захитав
Сполоханий крижень. У сірої чаплі
Сьогодні в болоті скрипучий вокал,
А сонце розсипалось плесом по краплі,
2024.04.22
07:03
З гори, з Сіону видно все і скрізь! Дивись, запам’ятовуй, Єшаягу! Як паросток башанський нині зріс, яку він приписав собі звитягу.
- Я бачу – в наступ знову йде Арам; і смертю Манасія та Єфрем нам загрожують. Їм кістка в горлі – Храм! Хизуються – баг
- Я бачу – в наступ знову йде Арам; і смертю Манасія та Єфрем нам загрожують. Їм кістка в горлі – Храм! Хизуються – баг
2024.04.22
07:01
Словами не відтворюються ноти,
а ключ скрипковий – музи реверанс.
Приємно спілкуватися на дотик,
коли у тиші слово – дисонанс.
а ключ скрипковий – музи реверанс.
Приємно спілкуватися на дотик,
коли у тиші слово – дисонанс.
2024.04.22
05:47
Клекоче й булькає вода,
І піниться, мов юшка, –
Мигоче блякло, як слюда,
Повніюча калюжка.
Навколо неї, як вужі,
Снують струмки глибокі,
Бо для калюжі не чужі
Оці брудні потоки.
І піниться, мов юшка, –
Мигоче блякло, як слюда,
Повніюча калюжка.
Навколо неї, як вужі,
Снують струмки глибокі,
Бо для калюжі не чужі
Оці брудні потоки.
2024.04.21
22:16
МАГІСТРАЛ
Бездонна ніч своєю глибиною
Створила непохитний нотний стан.
А сивий сніг спостерігав за мною:
Чи впораюсь я з болем свіжих ран?
Мелодія, пригнічена журбою
Бездонна ніч своєю глибиною
Створила непохитний нотний стан.
А сивий сніг спостерігав за мною:
Чи впораюсь я з болем свіжих ран?
Мелодія, пригнічена журбою
2024.04.21
21:42
Квітні, травні, липні, червні…
Серпнів я би не чіпав…
Не помістяться в майстерні —
Нечитайло підсказав…
Що робити, де та правда?
Що такого я зробив?
Серпні наче — не завада,
Серпнів я би не чіпав…
Не помістяться в майстерні —
Нечитайло підсказав…
Що робити, де та правда?
Що такого я зробив?
Серпні наче — не завада,
2024.04.21
21:09
Ти була всім, чим я дихав і дихаю.
Тим, що втрачав і що в серці відкрив.
Грізною зливою, повінню тихою.
Теплим ковчегом в безмежності криг.
Садом Едемським і небом з сузір’ями.
Чим насолоджувавсь я, чим страждав.
Днями святковими, буднями сір
Тим, що втрачав і що в серці відкрив.
Грізною зливою, повінню тихою.
Теплим ковчегом в безмежності криг.
Садом Едемським і небом з сузір’ями.
Чим насолоджувавсь я, чим страждав.
Днями святковими, буднями сір
2024.04.21
14:49
Стояв травневий ясний, свіжий ранок.
Вже сонце освітило куполи
Софії. Ніч майнула наостанок
За Гору. Пташки співи завели.
Грайливі горобці чогось зчепились
У поросі. Знайшли, напевно, щось.
А сонні голуби на те дивились
Зі стріхи. Сонце вище піднял
Вже сонце освітило куполи
Софії. Ніч майнула наостанок
За Гору. Пташки співи завели.
Грайливі горобці чогось зчепились
У поросі. Знайшли, напевно, щось.
А сонні голуби на те дивились
Зі стріхи. Сонце вище піднял
2024.04.21
11:43
Життя таке, що їде дах,
та поки дибаємо далі,
воно збувається у снах
як репетиція реалій.
Ховатися немає де,
хоча і мусимо – подалі:
на Марсі, Місяці... ніде,
якщо і досі де-не-де
Останні надходження: 7 дн | 30 дн | ...та поки дибаємо далі,
воно збувається у снах
як репетиція реалій.
Ховатися немає де,
хоча і мусимо – подалі:
на Марсі, Місяці... ніде,
якщо і досі де-не-де
Останні коментарі: сьогодні | 7 днів
Нові автори (Критика | Аналітика):
2024.03.02
2023.02.18
2021.07.17
2021.01.08
2020.12.05
2020.03.12
2020.01.18
• Українське словотворення
• Усі Словники
• Про віршування
• Латина (рус)
• Дослівник до Біблії (Євр.)
• Дослівник до Біблії (Гр.)
• Інші словники
Автори /
Майстерень Адміністрація /
Критика | Аналітика
Хотят ли русские войны?
• Можлива допомога "Майстерням"
Публікації з назвою одними великими буквами, а також поетичні публікації і((з з))бігами
не анонсуватимуться на головних сторінках ПМ (зі збігами, якщо вони таки не обов'язкові)
Хотят ли русские войны?
Россия в 2014 году окончательно должна решить проблему Кавказа
13/05/2011
"24 саати" || "Грузия Online"
Лейла Нароушвили
Дмитрий Медведев и Владимир Путин, известные на сегодня кандидаты в президенты, уже включились в предвыборную кампанию. Последние несколько лет, одним из важных компонентов президентских марафонов в России, стали сопутствующие военные действия «на окраинах», которые, в недавнем прошлом, приносили их инициаторам ожидаемый эффект: социальное недовольство населения переадресовывалась на «плохие нации», которым «добропорядочная» Россия, обычно, «справедливо воздавала по заслугам». Подобное «военизированное» сопровождение президентских кампаний, грозит превратиться в национальную особенность России. Российские эксперты и на этот раз, не исключают обострения ситуации на Южном Кавказе. В предыдущих конфликтах, Россия традиционно выполняла одновременно несколько взаимоисключающих функций: непосредственного участника конфликта; плацдарма для вербовки и заброса в зону конфликта российских наемников-боевиков; поставщика вооружений, как правило, обеим противостоящим сторонам, а также, роль посредника и миротворца. Именно по этим правилам старается играть Россия на «своем заднем дворе», как сегодня привыкли называть приграничные постсоветские государства, даже некоторые иностранные журналисты. Пока что, России это удавалось – беспринципный и безвольный запад, немножко поворчав для приличия, обычно очень скоро примирялся с неприкрытой российской агрессией.
Предлагаем интервью с Павлом Фельгенгауэром, известным военным экспертом. Как и некоторые его коллеги, он считает, что Россия, в очередной раз, может спровоцировать войну на Кавказе, но аргументация его прогнозов значительно разнообразнее, чем у других специалистов и заслуживает внимания наших читателей.
* * *
На оккупированных грузинских территориях Россия энергично строит новые базы, ввозит вооружения, например, в Цхинвальском Регионе разместили не оборонительное, а наступательное оружие ...
Да, там есть «смерчи», точка «У», хотя их скоро должны снять с вооружения и ликвидировать. Наверное, концентрация сил произойдет непосредственно перед началом боевых действий; заранее нет смысла держать там целую армию. Дойдет или нет до конфликтной ситуации этим летом, сказать трудно.
19 апреля Грузия не продлила российско-грузинское соглашение 2006 года, согласно которому территория Грузии выполняла роль транзитного маршрута для переброски российской военной техники и живой силы в Армению. Что может последовать за этим?
Это серьезное решение, несмотря на то, что соглашение не работало с 2008 года. Очень трудно будет иным путем доставлять вооружение и живую силу в Армению, вследствие чего, наши военные, которые там находятся, будут отрезаны от России. Я читал комментарий вашего военного обозревателя, который говорит, что можно организовать транзит через Иран, но это немыслимо дорого.
В действительности, сейчас более серьезная ситуация складывается в Нагорном Карабахе, там конфликт даже более вероятен и он, неизбежно, повлечет за собой обострение ситуации и вовлечение всего Южного Кавказа. Его эскалация еще сильнее обострит отношения между Грузией и Россией; Грузия не пропустит российскую тяжелую технику в Гюмри; таким образом, мы не сможем перевооружить наши части, тем более, на фоне того, что Азербайджан перевооружает свои войска; в разных частях Армении расположены важные для России авиационные соединения, ракетные комплексы... Баку тоже будет стараться не допустить, чтобы Россия усилила свою группировку в Армении.
Если там начнется очевидное соскальзывание к войне, нам придется любым путем пробиваться к своим войскам в Армении что, разумеется, может втянуть Грузию в возможный конфликт. У нас есть большие транспортные самолеты Русланан-124, мы их используем для переброски танков, но таких самолетов осталось не очень много, вообще наша военно-транспортная авиация в очень плохом состоянии. Военный транзит через Грузию – это серьезная проблема. России, конечно, не нравится, что его перекрыли.
Грузия и так находится в сложных отношениях с Россией, а к этому может добавиться и конфликт между нашими соседями. Каким образом Грузия могла бы избежать вовлечения в этот конфликт?
Для Грузии важно сохранять нейтралитет, чтобы избежать открытия второго фронта против нее; ведь в августе 2008г. была идея, нанести по Грузии удары из Армении, но армяне не разрешили. Для них очень важно поддерживать дружественные отношения с Грузией, потому что Грузия обеспечивает их невоенный транзит, который идет через Поти и Батуми. И Грузия заинтересована поддерживать отношения с Арменией, но при этом, Грузия не разрешает военный транзит через Верхний Ларс, так как, с другой стороны, для нее важно сохранение хороших отношений с Баку. Грузия должна выбрать сбалансированную политику.
Для России, наверное, самый выгодный выход из карабахского конфликта будет, если ей разрешат разместить там русских миротворцев, как было в Абхазии и Южной Осетии, что легитимирует нам проход в Армению и «отодвинет» Грузию в сторону. Это будет лучший вариант, но пока, все вовлеченные стороны не хотят видеть там наших миротворцев. Именно Карабах сейчас самая непредсказуемая карта во всем Закавказье.
К тому же, во время войны, еще одним решающим фактором является хорошая погода. В Карабахе не так все связано с погодой, как это было во время грузино-российского конфликта. Вообще, военный сезон на Кавказе достаточно ограниченный: для нас самое «лучшее» время для военных действий – с конца мая и до середины сентября. В августе 2008 года мы очень зависели от возможности нанесения наших воздушных ударов, поэтому и выбрали август, когда не было ни единого облачка. Абхазия, в случае русско-грузинского обострения не выйдет на первый план, все таки, Южная Осетия намного важнее – ведь из Ахалгори и Цхинвали прямая и короткая дорога до Тбилиси: нельзя начинать серьезную операцию, если в любой момент, ваша растянутая коммуникация снабжения может быть перерезана.
Ваши русские коллеги пишут, что американцы планируют в Грузии открыть две военные базы. Это реально?
Ерунда, зачем, что они там забыли? Базы в Батуми и Ахалкалаки нужны, если хочешь воевать с Турцией; традиционные советские базы были предназначены для войны с Турцией, как со страной-членом НАТО. Америка пока с Турцией не собирается воевать. В Батуми и Ахалкалаки нет больших аэродромов, но некоторые наши аналитики полагают, что американцы будут хватать автоматически, как клептоманы, все, что мы оставили.Им эти базы не нужны, потому что их нельзя использовать ни как транзит в Афганистан, ни даже против Ирана. Хорошие аэродромы есть в Сенаки и восточнее Тбилиси. Ахалкалаки даже как промежуточная база не годится - там нет нормальных коммуникаций. Американцев интересует, в первую очередь, авиационные базы.
Грузия не смогла стать членом НАТО, чего только не придумывали, чтобы ее не принять. И все же, когда-нибудь это будет возможно, по вашему мнению?
Сегодня в НАТО нет консенсуса на принятие Грузии, но при этом вовсе отказать тоже нельзя, потому что по натовским принципам - любая страна может вступить, если она выполняет определенные требования. Известны страны, которые противятся принятию Грузии: Германия, у которой совершенно нет никакого резона портить отношения с Россией, из-за Грузии; во Франции постоянно идет оживленная дискуссия по поводу России, кто-то за, а кто-то против. Иногда доходит и до скандалов: в прошлом году, мою хорошую знакомую, которая занимала высокий пост в министерстве иностранных дел Франции, уволили из-за ее антирусской позиции. Среди противников членства Грузии в НАТО можно назвать и Италию, но достаточно одной Германии, чтобы вас не приняли.
Набралось достаточно факторов, раздражающих Россию: идея создания единого Кавказа, к воплощению которой прилагает усилия Грузия; прекращение российского военного транзита; запуск вещания на ПИК ТВ; трения, в связи с приближающейся зимней олимпиадой... Достаточно ли этого, для повторного нападения России на Грузию?
Здесь есть вещи по серьезнее - олимпиада всего лишь одноразовое мероприятие, и не является главным фактором. Самое важное заключается в следующем: в 2014 году из Афганистана должны выйти американские и натовские войска, но нас не интересует Афганистан. В Москве существует консенсус среди политиков, военных и экспертов по трем пунктам: 1. Западные войска уйдут из Афганистана; 2. Победителем окажется талибан; 3. Талибан неминуемо начнет создавать угрозу стабильности Средней Азии, что поставит перед Россией большие проблемы. У нас нет столько сил, чтобы одновременно сдерживать два горячих и опасных очага – Кавказ и Среднюю Азию; поэтому, мы не можем позволить себе, чтобы самые боеспособные части и лучшая техника, были дислоцированы только на Кавказе. Сейчас мы направляем на Кавказ все наши новые вооружения: новые вертолеты Ми-28, новые модернизированные штурмовики Су 25 - все находится там: бомбардировщики, новые танки с тепловизорами для ночного боя. Кстати, они есть и в Абхазии.
К тому же, к 2014 году, Россия должна провести модернизацию вооруженных сил: перевооружить армию, перейти на контрактную комплектацию вооруженных сил... Но пока, мы все лучшее гоним на Кавказ и у нас ничего не остается для Средней Азии, как это было, например, во время событий в Киргизии - у России не нашлось даже батальона, чтобы послать его туда. После того как мы укрепим границы и стабилизируем ситуацию на Кавказе, можно будет переориентировать все ресурсы на Среднюю Азию, где предстоят серьезные проблемы с салафитами, если, как мы полагаем, талибы выйдут на Пяндж и Аму-дарью. В принципе это, в некоторой степени, хорошо для нас: почувствовав угрозу наступления радикального ислама, среднеазиатские президенты выстроятся и начнут слушаться Россию; От Катара до Китая, нам будут помогать все - никто не хочет видеть исламистов-салафитов в Средней Азии, даже Иран. Во главе коалиции будет Россия, но чтобы ее главенство не осталось только на словах, нужны серьезные ресурсы для сдерживания и контроля над Средней Азией.
Для нас совершенно неприемлем захват власти исламистами-салафитами даже в одном, отдельно взятом, среднеазиатском государстве, на бывшем постсоветском пространстве. И мы будем защищать это пространство. Но одновременно с этим, держать наготове существенные силы в Абхазии и Южной Осетии и к северу от них, мы не в состоянии - у нас нет столько современного вооружения и солдат.
К 2014 году, когда нам придется создавать систему безопасности Средней Азии и защищать бывшую советскую границу, мы окончательно должны разобраться с Кавказом, чтобы больше туда ресурсов не посылать. У нас пока есть время.
Означает ли это, что война неизбежна?
Да, все идет к тому. Возможен новый конфликт, в том числе с Грузией. Неужели вы думаете, что бомбардировщики и танки ночного боя нужны России для преследования боевиков на Северном Кавказе? Поэтому, для передислокации наших ограниченных ресурсов на Среднюю Азию, Москве нужно, чтобы в Тбилиси был дружественный режим. Конечно, не я разрабатываю эту политику, но я полагаю, что у Москвы такое видение. На Южном Кавказе накопилось много сложных проблем, которые трудно разрешить мирным путем, а главное, никто этого не делает. Есть чисто формальные и безрезультатные переговоры между Алиевым и Саргсяном; Грузия и Россия вообще не разговаривают друг с другом; правда есть Женевские встречи, но они никуда не ведут. Россия явно не согласна ни на какие компромиссы, в том числе и по ВТО, а проблемы достаточно серьезные и нельзя бесконечно оставлять их на завтра. Видимо, Россия всерьез рассматривает иные способы решения проблем, помимо дипломатических.
Повлияет ли на развитие данного сценария, исход противостояния между Путиным и Медведевым, если таковое реально существует?
Некоторые говорят, что это выдумки, но все очень серьезно. Если до сентября Медведев не уволит Путина, и не включит нашу телевизионно-пропагандистскую машину, чтобы утопить Путина в дерьме, как поступили с Лужковым, то тогда Медведеву конец. На последнем выступлении в Государственной Думе, Путин сказал, что он ставит задачи, которые будут выполнены к 2020 году. В этой речи, которая, вместе с вопросами и ответами, длилась четыре часа, он ни разу не назвал Медведева по имени и отчеству, лишь два раза упомянул о президентском послании, но, ни разу не произнес имя Медведева, хотя он его формальный начальник. Такое не принято в России. А как аукнется их противостояние у вас, мне пока трудно сказать...
Многое зависит от некоторых вещей, которые не решаются в Москве: от развития Карабахского конфликта; от ситуации на Большом Ближнем Востоке, который в любой момент может взорваться и весь регион запылает в огне. Западу тогда точно будет не до нас, и в Москве могут подумать: почему бы, на этом фоне, нам не разобраться с грузинами: мы спокойно сможем загнать Грузию в угол и заодно решить карабахский вопрос, разместив там наши миротворческие силы, а вдобавок мы разрядим нашу собственную, обостряющуюся внутриполитическую ситуацию.
Бывают, такие внутриполитические конфликты, которые приводят к войнам далеко за пределами собственных границ.
13/05/2011
"24 саати" || "Грузия Online"
Лейла Нароушвили
Дмитрий Медведев и Владимир Путин, известные на сегодня кандидаты в президенты, уже включились в предвыборную кампанию. Последние несколько лет, одним из важных компонентов президентских марафонов в России, стали сопутствующие военные действия «на окраинах», которые, в недавнем прошлом, приносили их инициаторам ожидаемый эффект: социальное недовольство населения переадресовывалась на «плохие нации», которым «добропорядочная» Россия, обычно, «справедливо воздавала по заслугам». Подобное «военизированное» сопровождение президентских кампаний, грозит превратиться в национальную особенность России. Российские эксперты и на этот раз, не исключают обострения ситуации на Южном Кавказе. В предыдущих конфликтах, Россия традиционно выполняла одновременно несколько взаимоисключающих функций: непосредственного участника конфликта; плацдарма для вербовки и заброса в зону конфликта российских наемников-боевиков; поставщика вооружений, как правило, обеим противостоящим сторонам, а также, роль посредника и миротворца. Именно по этим правилам старается играть Россия на «своем заднем дворе», как сегодня привыкли называть приграничные постсоветские государства, даже некоторые иностранные журналисты. Пока что, России это удавалось – беспринципный и безвольный запад, немножко поворчав для приличия, обычно очень скоро примирялся с неприкрытой российской агрессией.
Предлагаем интервью с Павлом Фельгенгауэром, известным военным экспертом. Как и некоторые его коллеги, он считает, что Россия, в очередной раз, может спровоцировать войну на Кавказе, но аргументация его прогнозов значительно разнообразнее, чем у других специалистов и заслуживает внимания наших читателей.
* * *
На оккупированных грузинских территориях Россия энергично строит новые базы, ввозит вооружения, например, в Цхинвальском Регионе разместили не оборонительное, а наступательное оружие ...
Да, там есть «смерчи», точка «У», хотя их скоро должны снять с вооружения и ликвидировать. Наверное, концентрация сил произойдет непосредственно перед началом боевых действий; заранее нет смысла держать там целую армию. Дойдет или нет до конфликтной ситуации этим летом, сказать трудно.
19 апреля Грузия не продлила российско-грузинское соглашение 2006 года, согласно которому территория Грузии выполняла роль транзитного маршрута для переброски российской военной техники и живой силы в Армению. Что может последовать за этим?
Это серьезное решение, несмотря на то, что соглашение не работало с 2008 года. Очень трудно будет иным путем доставлять вооружение и живую силу в Армению, вследствие чего, наши военные, которые там находятся, будут отрезаны от России. Я читал комментарий вашего военного обозревателя, который говорит, что можно организовать транзит через Иран, но это немыслимо дорого.
В действительности, сейчас более серьезная ситуация складывается в Нагорном Карабахе, там конфликт даже более вероятен и он, неизбежно, повлечет за собой обострение ситуации и вовлечение всего Южного Кавказа. Его эскалация еще сильнее обострит отношения между Грузией и Россией; Грузия не пропустит российскую тяжелую технику в Гюмри; таким образом, мы не сможем перевооружить наши части, тем более, на фоне того, что Азербайджан перевооружает свои войска; в разных частях Армении расположены важные для России авиационные соединения, ракетные комплексы... Баку тоже будет стараться не допустить, чтобы Россия усилила свою группировку в Армении.
Если там начнется очевидное соскальзывание к войне, нам придется любым путем пробиваться к своим войскам в Армении что, разумеется, может втянуть Грузию в возможный конфликт. У нас есть большие транспортные самолеты Русланан-124, мы их используем для переброски танков, но таких самолетов осталось не очень много, вообще наша военно-транспортная авиация в очень плохом состоянии. Военный транзит через Грузию – это серьезная проблема. России, конечно, не нравится, что его перекрыли.
Грузия и так находится в сложных отношениях с Россией, а к этому может добавиться и конфликт между нашими соседями. Каким образом Грузия могла бы избежать вовлечения в этот конфликт?
Для Грузии важно сохранять нейтралитет, чтобы избежать открытия второго фронта против нее; ведь в августе 2008г. была идея, нанести по Грузии удары из Армении, но армяне не разрешили. Для них очень важно поддерживать дружественные отношения с Грузией, потому что Грузия обеспечивает их невоенный транзит, который идет через Поти и Батуми. И Грузия заинтересована поддерживать отношения с Арменией, но при этом, Грузия не разрешает военный транзит через Верхний Ларс, так как, с другой стороны, для нее важно сохранение хороших отношений с Баку. Грузия должна выбрать сбалансированную политику.
Для России, наверное, самый выгодный выход из карабахского конфликта будет, если ей разрешат разместить там русских миротворцев, как было в Абхазии и Южной Осетии, что легитимирует нам проход в Армению и «отодвинет» Грузию в сторону. Это будет лучший вариант, но пока, все вовлеченные стороны не хотят видеть там наших миротворцев. Именно Карабах сейчас самая непредсказуемая карта во всем Закавказье.
К тому же, во время войны, еще одним решающим фактором является хорошая погода. В Карабахе не так все связано с погодой, как это было во время грузино-российского конфликта. Вообще, военный сезон на Кавказе достаточно ограниченный: для нас самое «лучшее» время для военных действий – с конца мая и до середины сентября. В августе 2008 года мы очень зависели от возможности нанесения наших воздушных ударов, поэтому и выбрали август, когда не было ни единого облачка. Абхазия, в случае русско-грузинского обострения не выйдет на первый план, все таки, Южная Осетия намного важнее – ведь из Ахалгори и Цхинвали прямая и короткая дорога до Тбилиси: нельзя начинать серьезную операцию, если в любой момент, ваша растянутая коммуникация снабжения может быть перерезана.
Ваши русские коллеги пишут, что американцы планируют в Грузии открыть две военные базы. Это реально?
Ерунда, зачем, что они там забыли? Базы в Батуми и Ахалкалаки нужны, если хочешь воевать с Турцией; традиционные советские базы были предназначены для войны с Турцией, как со страной-членом НАТО. Америка пока с Турцией не собирается воевать. В Батуми и Ахалкалаки нет больших аэродромов, но некоторые наши аналитики полагают, что американцы будут хватать автоматически, как клептоманы, все, что мы оставили.
Грузия не смогла стать членом НАТО, чего только не придумывали, чтобы ее не принять. И все же, когда-нибудь это будет возможно, по вашему мнению?
Сегодня в НАТО нет консенсуса на принятие Грузии, но при этом вовсе отказать тоже нельзя, потому что по натовским принципам - любая страна может вступить, если она выполняет определенные требования. Известны страны, которые противятся принятию Грузии: Германия, у которой совершенно нет никакого резона портить отношения с Россией, из-за Грузии; во Франции постоянно идет оживленная дискуссия по поводу России, кто-то за, а кто-то против. Иногда доходит и до скандалов: в прошлом году, мою хорошую знакомую, которая занимала высокий пост в министерстве иностранных дел Франции, уволили из-за ее антирусской позиции. Среди противников членства Грузии в НАТО можно назвать и Италию, но достаточно одной Германии, чтобы вас не приняли.
Набралось достаточно факторов, раздражающих Россию: идея создания единого Кавказа, к воплощению которой прилагает усилия Грузия; прекращение российского военного транзита; запуск вещания на ПИК ТВ; трения, в связи с приближающейся зимней олимпиадой... Достаточно ли этого, для повторного нападения России на Грузию?
Здесь есть вещи по серьезнее - олимпиада всего лишь одноразовое мероприятие, и не является главным фактором. Самое важное заключается в следующем: в 2014 году из Афганистана должны выйти американские и натовские войска, но нас не интересует Афганистан. В Москве существует консенсус среди политиков, военных и экспертов по трем пунктам: 1. Западные войска уйдут из Афганистана; 2. Победителем окажется талибан; 3. Талибан неминуемо начнет создавать угрозу стабильности Средней Азии, что поставит перед Россией большие проблемы. У нас нет столько сил, чтобы одновременно сдерживать два горячих и опасных очага – Кавказ и Среднюю Азию; поэтому, мы не можем позволить себе, чтобы самые боеспособные части и лучшая техника, были дислоцированы только на Кавказе. Сейчас мы направляем на Кавказ все наши новые вооружения: новые вертолеты Ми-28, новые модернизированные штурмовики Су 25 - все находится там: бомбардировщики, новые танки с тепловизорами для ночного боя. Кстати, они есть и в Абхазии.
К тому же, к 2014 году, Россия должна провести модернизацию вооруженных сил: перевооружить армию, перейти на контрактную комплектацию вооруженных сил... Но пока, мы все лучшее гоним на Кавказ и у нас ничего не остается для Средней Азии, как это было, например, во время событий в Киргизии - у России не нашлось даже батальона, чтобы послать его туда. После того как мы укрепим границы и стабилизируем ситуацию на Кавказе, можно будет переориентировать все ресурсы на Среднюю Азию, где предстоят серьезные проблемы с салафитами, если, как мы полагаем, талибы выйдут на Пяндж и Аму-дарью. В принципе это, в некоторой степени, хорошо для нас: почувствовав угрозу наступления радикального ислама, среднеазиатские президенты выстроятся и начнут слушаться Россию; От Катара до Китая, нам будут помогать все - никто не хочет видеть исламистов-салафитов в Средней Азии, даже Иран. Во главе коалиции будет Россия, но чтобы ее главенство не осталось только на словах, нужны серьезные ресурсы для сдерживания и контроля над Средней Азией.
Для нас совершенно неприемлем захват власти исламистами-салафитами даже в одном, отдельно взятом, среднеазиатском государстве, на бывшем постсоветском пространстве. И мы будем защищать это пространство. Но одновременно с этим, держать наготове существенные силы в Абхазии и Южной Осетии и к северу от них, мы не в состоянии - у нас нет столько современного вооружения и солдат.
К 2014 году, когда нам придется создавать систему безопасности Средней Азии и защищать бывшую советскую границу, мы окончательно должны разобраться с Кавказом, чтобы больше туда ресурсов не посылать. У нас пока есть время.
Означает ли это, что война неизбежна?
Да, все идет к тому. Возможен новый конфликт, в том числе с Грузией. Неужели вы думаете, что бомбардировщики и танки ночного боя нужны России для преследования боевиков на Северном Кавказе? Поэтому, для передислокации наших ограниченных ресурсов на Среднюю Азию, Москве нужно, чтобы в Тбилиси был дружественный режим. Конечно, не я разрабатываю эту политику, но я полагаю, что у Москвы такое видение. На Южном Кавказе накопилось много сложных проблем, которые трудно разрешить мирным путем, а главное, никто этого не делает. Есть чисто формальные и безрезультатные переговоры между Алиевым и Саргсяном; Грузия и Россия вообще не разговаривают друг с другом; правда есть Женевские встречи, но они никуда не ведут. Россия явно не согласна ни на какие компромиссы, в том числе и по ВТО, а проблемы достаточно серьезные и нельзя бесконечно оставлять их на завтра. Видимо, Россия всерьез рассматривает иные способы решения проблем, помимо дипломатических.
Повлияет ли на развитие данного сценария, исход противостояния между Путиным и Медведевым, если таковое реально существует?
Некоторые говорят, что это выдумки, но все очень серьезно. Если до сентября Медведев не уволит Путина, и не включит нашу телевизионно-пропагандистскую машину, чтобы утопить Путина в дерьме, как поступили с Лужковым, то тогда Медведеву конец. На последнем выступлении в Государственной Думе, Путин сказал, что он ставит задачи, которые будут выполнены к 2020 году. В этой речи, которая, вместе с вопросами и ответами, длилась четыре часа, он ни разу не назвал Медведева по имени и отчеству, лишь два раза упомянул о президентском послании, но, ни разу не произнес имя Медведева, хотя он его формальный начальник. Такое не принято в России. А как аукнется их противостояние у вас, мне пока трудно сказать...
Многое зависит от некоторых вещей, которые не решаются в Москве: от развития Карабахского конфликта; от ситуации на Большом Ближнем Востоке, который в любой момент может взорваться и весь регион запылает в огне. Западу тогда точно будет не до нас, и в Москве могут подумать: почему бы, на этом фоне, нам не разобраться с грузинами: мы спокойно сможем загнать Грузию в угол и заодно решить карабахский вопрос, разместив там наши миротворческие силы, а вдобавок мы разрядим нашу собственную, обостряющуюся внутриполитическую ситуацию.
Бывают, такие внутриполитические конфликты, которые приводят к войнам далеко за пределами собственных границ.
• Можлива допомога "Майстерням"
Публікації з назвою одними великими буквами, а також поетичні публікації і((з з))бігами
не анонсуватимуться на головних сторінках ПМ (зі збігами, якщо вони таки не обов'язкові)
"Леся Оробець. Як мій родич пияцтво поборов."
• Перейти на сторінку •
"Львівські граблі (до подій 9-го травня 2011 у Львові)"
• Перейти на сторінку •
"Львівські граблі (до подій 9-го травня 2011 у Львові)"
Про публікацію